Воскресенье, 26.06.2022, 13:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Международный проект СКОЛТ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Коллективный Разум Человечества.








На пути к планетарному разуму





Всероссийскую известность профессор Таганрогского государственного педагогического института Владислав ПРОТАСОВ получил благодаря проводившимся им с 2000 года успешным опытам по созданию групп, состоявших из студентов – его добровольных помощников и компьютеров.

Вместе они методом «мозгового штурма» решают сложные творческие задачи. Налицо появление некоего интегрального разума, чей интеллект на порядок выше интеллектуальных показателей входящих в группе людей.

Кроме того, Владислав Протасов убежден: сегодня созрела необходимость для формирования человека нового типа – с более развитой и продвинутой психической организацией. Он утверждает, что целенаправленное развитие и совершенствование растущего физически и интеллектуально юного мозга – это один из главных путей преодоления нынешнего цивилизованного кризиса, заведшего человечество на грани тысячелетий в тупик, угрожающий самому существованию общества.

Впрочем, лучше предоставить слово самому Владиславу Ивановичу, который рассказывает о сути собственных идей и разработок. Они, кстати, во многом превосходят воображение нынешних писателей-фантастов, в большинстве своем не способных подняться до уровня подлинных проблем, стоящих ныне перед современным человечеством.

- Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе и благодаря чему вы пришли к тематике нынешних исследований по созданию коллективного интеллекта?

Родился в 1946-м, послевоенном году в уральском городке Талица. Из Талицкого района вышли в мир доставивший много хлопот немцам в Ровенщине и Львовщине мой земляк, известный разведчик Николай Иванович Кузнецов и первый российский президент Борис Николаевич Ельцин, доставивший много хлопот русским. Мой отец с Донетчины, где до сих пор живут мои многочисленные кузены и кузины, ау! - откликнитесь! оказался в годы войны на Дальнем Востоке. Там он встретился с моей мамой, также заброшенной туда военной необходимостью. После войны и рождения дочери они все прибыли на нашу малую родину. Среди моих близких предков – украинцы, русские, поляки, крымский татарин, в общем, коктейль еще тот! В шестидесятые годы в стране был бум науки, космоса, атома, ЭВМ, генетики, взлет научно-технического творчества, спор до хрипоты физиков и лириков. Во мне победил физик, и лучшие свои студенческие годы я провел в новосибирском Академгородке в окружении азартных, клокочущих энергией молодых профессоров и однокашников. Тогда казалось, что все по плечу, задачи ставили для себя на пределе возможностей. Свою задачу я поставил не сразу, а шел к ней постепенно - от атомной физики к вычислительной, далее к разработке принципов построения суперЭВМ для физиков, самой мощной в мире – не меньше! – и к 96 году принципиально решил эту задачу. Да вот незадача. Ни в России, ни в Украине не смог убедить академиков и лиц, принимающих решения, в эффективности своего подхода. Пришлось принципы самоорганизации и правила взаимодействия между интеллектуальными агентами, переводящими систему на более высокий интеллектуальный уровень, и резко упрощающими программирование, применять в компьютерных сетях. Там вся инфраструктура уже построена, а люди являются весьма неплохими интеллектуальными агентами в отличие от примитивных компьютеров, которым любой мельчайший шажок нужно разжевывать, а потом с трудом втолковывать эти принципы академикам. Так мне удалось выйти на метапрограммирование гибридного человеко-машинного интеллекта.

- Что такое коллективное творчество и насколько оно эффективнее индивидуального? Каковы области его применения?

- А где вы видели нынче индивидуальное творчество? Разве что в литературе, музыке и искусстве, ну и в некоторых «царских» науках. Вся современная индустрия знаний и высоких технологий творится коллективами. Чтобы обнаружить мельчайший кварк, сотни физиков, объединенных в единый коллектив и единый разум, работают годами на современных коллайдерах-ускорителях, напичканных электроникой и компьютерами. Даже статьи публикуют от буквенно-цифрового имени своего коллектива – вот вам прообраз будущего коллективного многоголового и многорукого существа, работающего над решением сложной проблемы, не поддающейся одиночкам. И так повсюду. Чтобы вырастить и выучить специалиста, могущего внести свой небольшой кирпичик в коллективный продукт, нужны годы и годы. А затем, очень быстро, его знания становятся никому не нужными, поскольку быстро устаревают, и требуется следующий свежий специалист. Современный мир с его транснациональными корпорациями и малыми и средними фирмами и фирмочками, возникающими на короткое время, чтобы внедрить очередное новшество и рассыпаться на человеческие капли, чтобы потом слиться в новые выигрышные объединения, достаточно безжалостен и затратен по расходу интеллектуального человеческого материала. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация – нехватка специалистов при их переизбытке. Дело все в их качестве и способностях. Фирмам, чтобы выжить в острой конкурентной борьбе и получить прибыль для зарплаты и развития, нужны суперспециалисты, этакие людены, на порядок отличающиеся по интеллекту, знаниям и умениям от простых обычных специалистов, закончивших серийные учебные заведения для работы на предприятиях дня вчерашнего, стремительно сокращающих количество рабочих мест и постепенно сходящих с исторической и экономической сцены. Выход был найден в организации умственного труда в группах специалистов. Основная трудность сейчас это подобрать или обучить такую группу взаимодополняющих и подстраховывающих друг друга специалистов при работе над общей проблемой. В западных вузах сейчас даже обучение проводят в небольших группах, чтобы научить будущих творцов не только знаниям, но и умению работать и срабатываться в таких условиях. Развитию эмоционального интеллекта, позволяющего людям в составе группы работать бесконфликтно, сейчас придается даже большее значение, чем привычному интеллекту, основанному на знаниях. Так вот, рынок, а на Западе (включая Японию и стран, молодых драконов) он главный арбитр, показал, что группа таких средних специалистов, обладающих высокими показателями EQ (коэффициента эмоционального интеллекта) работая коллективно, достигает больших успехов, чем группа индивидуумов с более высокими значениями IQ (коэффициента интеллекта), но слабыми показателями EQ.

- Чего удалось уже достичь?

- Удалось разработать принципы синхронизации и распараллеливания интеллектуального труда в компьютерной и бескомпьютерной средах, проверить эти принципы на многих творческих задачах ( решение шахматных задач, тесты на интеллект, составление фоторобота, сложные комбинаторные задачи, студенты-физики писали гимн физтеха, студенты-горняки писали научный реферат и т. д.) и опубликовать много научных статей по организации коллективного сетевого разума. Удалось найти людей и организации, заинтересованных во внедрении новой информационной технологии, убедить их в реальности и эффективности коллективного разума, то есть начать внедрение. Главное – найден и построен инструмент для групповой творческой работы, существенно сокращающий время получения оптимального решения. По существу, найдена некоторая демократическая процедура соревновательного решения творческих задач, где люди работают только с информацией, вне личных контактов с другими людьми, и где студент может победить академика, если его идея круче.

- Что представляет собой человеко-компьютерная сеть и является ли она прологом к возникновению существ гораздо более разумных, чем человеческий индивидум? Не "отменят” ли они нас?

- При правильно сконструированных правилах взаимодействия, внесенных в сложную систему, состоящую из интеллектуальных агентов, в ней происходит метасистемный переход, переводящий ее на существенно более высокий уровень интеллекта. Это показано и доказано нашим соотечественником Валентином Турчиным, (см., например его Кибернетический манифест http://www.ets.ru/turchin/kiberman.htm), создающего сейчас с единомышленниками Френсисом Хейлингеном, Беном Гёрцелем, Клифом Джослиным Глобальный планетарный мозг ( http://kharkov.vbelous.net/webmind-r.htm ). Их кредо «Мы верим, что посредством этического влияния людей, машин и информации, может быть создан выгодный союз человека и машины в пределах глобального общества».

Нас же, людей, никто не отменит – мы просто изменимся, причем не внешне, хотя, если захотим, и все будем правильно делать, то наши дети станут более стройными, здоровыми и красивыми и будут жить десятки тысяч лет. Некоторые из них имплантируют возможно себе в мозг чипы со сверхмощным искусственным интеллектом, на порядки превышающий человеческий и связанный с такими же существами беспроводными сетями. Планетарный разум, составленный из таких интеллектов в виде глобальной сети, будет обладать сверхразумом, который сейчас трудно вообразить. Хотим мы этого, или не хотим, но в наше время на Земле течет набирающий экспоненциальные темпы ипсилон-процесс усиления интеллекта в трех его направлениях. Графически символ этого процесса можно представить в виде трех-лучевой буквы ипсилон Υ, в центре которой расположена греческая буква Ω, символизирующая точку Омега Тейяра де Шардена (http://anthropology.rchgi.spb.ru/sharden/charden_b.htm). Исторически первое направление, представляющее собой нижний луч Y, есть развитие человеческого интеллекта и связанная с ним индустрия знаний, левый луч – это создание и развитие искусственного интеллекта в компьютерах и их сетях. Правый луч символизирует развитие гибридного, человеко-машинного интеллекта, вбирающего в себя достоинства человеческого разума с сильными сторонами компьютеров и их сетей. Все три ветви Y-процесса развиваются не изолированно, а во взаимодействии. Прорыв в одном из направлений неминуемо усиливает два других, и к точке Омега, где человечество станет Существом, равновеликим, или, по крайней мере, соизмеримым с Богом, мы движемся по экспоненте.

- Существуют ли сейчас необходимые для формирования нового человека технологии?

- Да, разумеется. Это технологии раннего развития детей, восстановление латерального творческого мышления у людей, потерявших его, всевозможные интеллектуальные и психотехники, включающие, например, нейро-лингвистическое программирование. Более того, если в настоящее время найдется человек, по масштабу личности и устремлениям, равнозначный, скажем, В. И. Ленину, но без его дьяволизма, то он может возглавить и направить процесс создания нового человека, используя компьютерные сети и эти технологии. У Ильича была всего лишь газета и великая мечта сделать всех счастливыми на базе утопической коммунистической идеи – уж она то точно от дьявола – как же можно быстро и революционно переделать созданного Богом человека с его эгоизмом и свободой выбора. Только сам человек, пользуясь этой свободой, может, эволюционно изменяясь и развиваясь сам, давать своим детям возможность перейти на более высокую ступень развития. А вот здесь-то, на этом пути, и могут помочь современные технологии. В качестве центральной идеи, привлекающей и объединяющей людей, необходимо взять естественные человеческие устремления быть умными, богатыми, здоровыми и счастливыми, а если не удалось достичь этого самим, то хотя бы сделать такими своих детей – кто же откажется от этого! Технологии, для этого уже есть, дело за лидером, который своим личным примером и организационными действиями запустит этот процесс. Это может быть и группа лидеров, выступающая как единый разум, объединенная технологией коллективного принятия решений, почему бы нет!

- В одном из своих интервью вы упоминаете о "люденах” (термин придуман братьями Стругацкими). Как вы представляете их самих и наше сосуществование?

- Они уже живут среди нас. Люди, владеющие современными психотехниками, коммуникационными технологиями, обладающие системным интеллектом, метазнаниями, наделенные творческим, латеральным мышлением, по уровню и качеству приобретенных знаний на порядки превышающих средний уровень высшего образования, обладающие способностями лидера, сильным эмоциональным интеллектом и харизмой, колоссальной энергией и работоспособностью, умеющие ставить глобальные задачи и решающие их. Со временем их становится все больше и больше. В конечном счете, они работают на нас, поскольку все технологические достижения последнего времени связаны с их деятельностью, они дают обществу гораздо больше, чем берут от него. Но вместе с тем надо различать два типа люденов, как, впрочем, и обычных людей – люденов, слуг дьявола, работающих на него или только на себя, а, значит, опять же на него (их много среди террористов), и светлых люденов, работающих на благо человечества, на прогресс.

- Не относятся ли к числу «люденов» так называемые «дети – индиго», являющиеся ростками нового человечества? Встречались ли вам взрослые людены?

- Людены давно уже среди нас. Они работают в транснациональных компаниях, их много среди топ-менеджеров, в науке, в управлении, бизнесе и политике, многие успешные фирмы, работающие на острие прогресса, возглавляются ими. Руководители-людены набирают сильные команды из люденов, и если удается наладить в группе взаимодействие и психологическую совместимость, то такие группы делают чудеса. Мне, да и вам, надеюсь, приходилось встречаться и иметь дело с теми людьми, которых можно назвать люденами, просто это еще не общепринятый термин. Что касается детей-индиго, то, скорее всего, это красивый термин, за которым стоит новое явление – стало появляться все больше и больше детей с выдающимися способностями, буквально на лету схватывающими знания и умения. Раньше их называли вундеркиндами, но большинство из них, как правило, догоняли их сверстники, стартовавшие не так быстро. Иное дело сейчас. Возможности для постоянного роста, развития и приложения своих сил для нынешних детей возросли. С развитием Интернета и бизнеса в нем стали появляться дети – миллионеры, сделавшие свой бизнес за небольшое время. Для занятия науками, искусствами и программированием, например, возраст вообще не имеет значения, в этих отраслях чем раньше начинаешь работать, тем больших успехов достигнешь. Существуют технологии развития своего бизнеса с нуля, только нужно вначале переделать себя, вырастив и развив в себе задатки людена (см., например, технологии, развиваемые Юрием Морозом в Школе Своего Дела, http://shsd.ru/ ). В общем, начинающим люденам есть чем заняться. И продвинутые молодые родители вполне могут воспитать из своих отпрысков таких существ. Но здесь существует опасность, что если начинающие гении, научившиеся читать раньше, чем ходить (с технологией можно познакомиться на сайте http://www.rebenok.h10.ru/ ), лишены сообщества таких же продвинутых детей и их родителей, то они могут быть отторгнуты социумом. Именно поэтому и нужна система организации ячеек – сообществ, которые будут внедрять у себя в семьях новее методы воспитания и развития, а затем и решать вопросы дальнейшего обустройства судьбы своих отпрысков.

- Как связано направление вашей работы с формированием русской национальной идеи?

- Мне кажется, что я начал отвечать на этот вопрос. То государство, или объединения людей, живущих в нем, которые начнут внедрять технологии раннего развития детей с последующим выращиванием из них люденов, созданием для них благоприятной среды, могут резко опередить другие общества и государства в своем развитии. А если учесть, что технологии раннего развития генерируют таких люденов быстро – двадцатилетний люден значительно превосходит по всем параметрам среднего сорокалетнего специалиста, то может быть найдется молодой национальный лидер, или группа лидеров, поверивших в эти идеи, а, главное, могущие убедить в их осуществимости других и повлечь их за собой, тогда эволюция данного общества может пойти семимильными шагами. На первых порах достаточно создания в разных городах небольшого количества сетевых сообществ ячеек- семей молодых родителей. Сила их примера может увлечь других и экспоненционально нарастая, может постепенно вытеснить устаревшие методы воспитания, образования и развития вместе с замшелыми политиками.

- Что же такое планетарный разум, чем он отличается от ноосферы Вернадского и Тейяра де Шардена? Возможен ли непосредственный контакт с ним?

- Планетарный разум появился, по существу, с возникновением человеческих коммуникаций. Только вначале скорость распространения идей и технологий была крайне низкой, в средние века она определялась скоростью почтовых дилижансов и парусников, сейчас информация распространяется со скоростью света. Но резко возросшее количество информации затруднило доступ к ней творцам и иногда проще решить проблему заново, чем найти ее решение в информационных дебрях. Новое часто появляется на стыке разных областей, и нужно появление полезной комбинаций идей в голове одного творца, чтобы родилось новое знание. Когда будет решена данная проблема, а она может быть решена на поле коллективного творчества, то общечеловеческий прогресс еще более ускорится. Более подробно эти вопросы были рассмотрены в статье http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/4468.html . Понятие о ноосфере Вернадского и Тейяра де Шардена непосредственно связано с понятием планетарного разума, просто этот термин появился позднее. В результате развития мощного планетарного разума ноосфера станет мыслящей структурной единицей организации космоса. Мы непосредственно контактируем с этим разумом, производим идеи, распространяем их, из их комбинаций и обобщений появляется новое знание. Мы пользуемся плодами этого разума, потребляя все достижения современной цивилизации, и этот процесс нам приятен – мы запрограммированы на него, и только наша природная леность и косность тормозит его. Мы производим, воспитываем и даем образование, наконец, новым «мыслящим ячейкам этого разума» – нашим детям.

Автор : Беседовал Василий СЕМЕНОВ copyright © 2007 "Донецкий коммуникационный ресурс"

О теории игр http://www.epravda.com.ua/publications/2010/07/9/241192/
Поиск
Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Copyright MyCorp © 2022
Конструктор сайтов - uCoz