Потребности людей для каждого времени распределены относительно
равномерно. А возможности удовлетворения потребностей – различны.
Некоторая степень неравенства зависит от индивидуальных особенностей
человека (ребенок или взрослый, мужчина или женщина, с высоким
интеллектом или не очень). Но главным источником неодинаковых
возможностей удовлетворять потребности служит социально-экономическое
неравенство, занятие людьми различных неоднородных позиций в социальной
структуре общества (рабочий или бизнесмен, крестьянин или банкир,
школьный учитель или министр).
Социальную структуру общества изображают обычно в виде пирамиды,
верхнюю, меньшую часть которой составляет элита общества (властная,
экономическая, финансовая, военная). Средняя часть – средний класс. В
основании пирамиды, в ее нижней части располагаются низшие слои
(малоквалифицированные и неквалифицированные рабочие,
сельскохозяйственные наемные работники и т.п.). За пределами официальной
социальной структуры (или в самом ее низу – это зависит от точки зрения
исследователя) находятся аутсайдеры, изгои (бездомные, безработные,
лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией). При этом распределение
людей по социальным позициям обусловлено прежде всего независящими от
них (людей) обстоятельствами – социальным происхождением,
принадлежностью к определенному классу, группе, и лишь во вторую очередь
– личными способностями, талантом.
Со временем кастовая или средневековая жесткость социальной структуры
ослабевает, социальная мобильность растет, однако статистически
зависимость от социальной принадлежности остается.
Социально-экономическое неравенство появилось как следствие
общественного разделения труда. Дифференциация общества как следствие
углубляющегося разделения труда есть объективный и в целом прогрессивный
процесс. Однако, как все в мире, она влечет и негативные последствия.
Неодинаковое положение социальных классов, слоев и групп в системе
общественных отношений, в социальной структуре общества обусловливает
социально-экономическое неравенство, различия в реальных возможностях
удовлетворить свои потребности. Это не может не порождать зависть,
социальные конфликты, протестные реакции, ненависть, принимающие форму
различных девиаций, включая насилие.
В генезисе насилия особую роль играет неудовлетворенность именно
социальных потребностей – в престиже, статусе, самоутверждении,
творчестве. Если неудовлетворенная витальная потребность приводит к
«борьбе за существование», то неудовлетворенная социальная потребность –
к «сверхборьбе за сверхсуществование». Насилие чаще других
нежелательных форм деятельности выступает «средством» самоутверждения,
когда в силу различных причин недоступны общественно полезные,
творческие способы самоутверждения («комплекс Герострата»).
|