Научно-технологическая
компонента Стратегии значительно
более
проста - если в энвайроментальных
проблемах можно говорить о простоте! Ее
разработка - это огромный труд, с
которым людям еще придется справиться.
Однако очевидно, что мы не сможем в
обозримом будущем и в обозримые сроки
уменьшить наши потребности в несколько
раз. Но мы способны уже в ближайшие
десятилетия начать значительно
эффективнее использовать природные ресурсы
и даже при нынешнем уровне потребностей
значительно снизить нагрузку на
биосферу. Другими словами, надо
научиться бороться с последствиями
научно-технического прогресса
средствами, которые должно создавать
дальнейшее развитие науки и техники.
Таков парадокс и такова диалектика
развития вида Homo Sapiens.
И
в
деятельности людей уже есть примеры,
дающие определенные ориентиры и
вскрывающие новые трудности. Вот один из
них.
В
50-х годах
силами ученых была совершена так называемая
зеленая
революция. Ее смысл состоял в
создании комплексной технологии
земледелия для стран, лежащих в экваториальном
поясе. Предложенная технология
позволяла в несколько раз увеличить производство
зерна и снять тем самым угрозу голода во
многих развивающихся странах. Эта
технология включала специальную
обработку почв, структуру севооборотов,
средства защиты растений, подбор
сортов и многое другое. В целом, каждое
из этих мероприятий не представляло
какого-либо особого научного
достижения. Эффект достигался комплексностью
подхода и четким согласованием
отдельных операций.
Так
или иначе,
но во многих странах - в Индии, в ряде
латиноамериканских странах (Аргентине,
Мексике) проблема недостатка собственного
хлеба была снята. Правда, технология
производства зерна оказалась весьма
дорогой. Ее внедрение потребовало значительных
начальных капиталовложений. А это, в
свою очередь, повлекло за собой целый
ряд социальных последствий, показавших,
что дело не только в технологии; о
некоторых из этих следствий я скажу ниже.
Но путь был указан.
Со времен Мальтуса будущее
человечества связывалась с проблемой
пищи, недостаток которой считался
основной угрозой будущему цивилизации.
Только позднее люди стали понимать, что
вопрос куда глубже и не сводится только
к проблеме пищи. Но это понимание не
сняло продовольственной проблемы. В
нынешнее время почти половина
населения Земного шара недоедает, т.е.
живет на грани перманентного голода.
Проблема пищи остается одной из
центральных.
Зеленая
революция, казалось бы, показала путь
преодоления этой беды. И, по-видимому,
идя по этому пути, т.е. развивая
эффективные технологии земледелия,
человечество могло бы на обозримом
интервале времени обеспечить растущее
население планеты достаточным
количеством полноценной пищи. Т.е.
отдалить катастрофу еще на несколько
десятков лет. Уже это очень важно!
Поэтому программы создания новых
технологий сельскохозяйственного
производства необходимо должны
присутствовать в основе СТРАТЕГИИ.
Однако
здесь
следует сделать одно важное замечание.
Можно спорить по поводу того количества
людей, которое сможет прокормить планета
при самой совершенной организации
сельскохозяйственного производства.
Но очевидно, что предел очень недалек, и
без ограничения рождаемости, без
весьма жестко регламентированной
демографической стратегии обойтись
не удастся - правде надо смотреть в
глаза!
Но
проблема
пищи не единственная, которая требует
технических решений. А может быть и не
самая опасная. Проблемы различных
загрязнений и исчерпания минеральных
ресурсов таит в себе еще большие
опасности. Они чреваты даже
генетическими последствиями, что будет
означать перерождение самой природы
человека как биологического вида. Что
уже является катастрофой. Да и само
крупномасштабное стихийное изменение
структуры геохимических циклов сулит
не только изменение климатических
характеристик, но и многие пока еще
непредсказуемые следствия.
Поэтому
технологическая программа должна
охватывать множество очень разных направлений
человеческой деятельности. Это и
безотходные и энергосберегающие
технологии, развитие электроники, биотехнологий
и т.д. и т.п. Но вся подобная деятельность
носит локальный, я бы сказал даже, лишь
предупредительный характер,
ориентированный на тайм-аут, который
необходим человечеству для
переустройства общества и самого себя!
Здесь
я не
буду перечислять все возможные опасности
и мер, необходимых для их предупреждения
- об этом уже многое говорилось в этой
книге. Следует лишь понять, что
равновесие биосферы уже нарушено и
процесс этот развивается по экспоненте.
И перед человечеством встают вопросы, с
которыми оно никогда ранее не
встречалось. Первый из них: можно ли
восстановить равновесие, и на каком
уровне, т.е. каковы будут характеристики
этого нового равновесного состояния?
Окажется ли это равновесие пригодным
для жизни человека?
У
нас ответа
на подобные вопросы пока нет! А без него
любые программы технического
перевооружения могут носить лишь
превентивный характер, не решая ничего
по существу.
И
последнее -
технологические программы должны
сопрягаться с программами социальными.
В противном случае технологические
усовершенствования могут приводить к
дополнительным и очень опасным
напряжениям. Пример тому Аргентина,
которая в первые послевоенные годы
была одной из весьма богатых стран (входила
в десятку наиболее богатых стран по
величине валового национального
продукта на душу населения). Великое
общечеловеческое благо - зеленая
революция обернулась трагедией для
миллионов ее жителей. У большинства
крестьян не было денег для внедрения
новой технологии. Но цены на зерно
стали падать, а стоимость земли расти.
Нетрудно было предвидеть дальнейшее
развитие событий. Крестьяне стали
продавать землю и уходить в города,
рождая люмпенизированный слой общества.
На месте крестьянских хозяйств стали
возникать латифундии, продуктивность
сельского хозяйства еще больше возросла,
а емкость внутреннего рынка стала
сокращаться как шагреневая кожа. Хлеб
начал экспортироваться в Европу,
обогащая Голландию, Данию...
Аргентинские деньги стали оседать в Европе,
а Аргентина - стремительно беднеть.
Нравственная
составляющая
Стратегия
человечества, как мы
видели, должна иметь две очень разных
компоненты: научно-технологическую и
вторую - нравственную и социальную. Я
очень верю в то, что человечество сможет
найти разумные программы технического и
технологического перевооружения общепланетарной
цивилизации. И для этой веры уже
есть реальная основа. Я думаю также, что общепланетарный
интеллект сможет
справиться и с выработкой представления
о том, какими могут быть новые состояния
равновесия биосферы и общества и
сформировать систему ограничений и
действий, выполнение которых необходимо
для перехода человечества в режим
коэволюции с биосферой. Другими словами,
я считаю вполне реалистичным
предположить, что интеллект человечества
уже сегодня способен понять, какими
должны быть биосфера и общество
будущего, чтобы обеспечить дальнейшее
существование рода человеческого и
найти принципиальные решения для
перехода биосферы и общества в новое
состояние. Гарантию этого я вижу в том,
что многое уже делается в нужном
направлении. Но где гарантия того, что
люди захотят принять разумные и даже
может быть единственно возможные нормы
своего поведения, своих действий и
захотят перестроить свое общество? Ведь
для этого нужны усилия и лишения. И здесь
уместно несколько общих замечаний.
Не
следует
забывать, что биологически мы мало чем
отличаемся от охотников за мамонтами. На
протяжении миллионов лет жизнь
первобытных стад определяли
биосоциальные законы, которые оказались
к началу палеолитической революции
вероятнее всего уже закодированными в
нашем генетическом аппарате. И теперь,
как и тогда, человек вынужден ограничивать
действие этих законов. Только теперь нам
труднее, хотя и есть то, чего не
доставало нашему далекому предку -
понимание ситуации. Но, увы - не всеобщее!
Нравственность,
т.е. нравы и следование им (так же как и
многие традиции) как раз и рождаются как
один из естественных ограничителей
действия биосоциальных законов. По
мере изменения условий жизни меняются и
требования к условиям общежития, т.е.
меняются те или иные нравственные
принципы. Чаще всего происходит
появление новых или ужесточение старых
принципов нравственности. Те же цели преследуют
и законодательства. В самом деле, ведь
любые законы ограничивают действия
личности в угоду общественной
стабильности.
Утверждение
таких общественно необходимых норм и
принципов поведения, которые принято
называть нравственностью, происходит
стихийно, и механизмы этого
утверждения весьма малопонятны. Среди
них вероятнее всего важную роль играют
особенности цивилизации - традиции,
особенности духовного мира данного
народа и многое другое. Определенную
роль играет и надорганизменный отбор. Но
одно можно утверждать более или менее
определенно - в их формировании, а тем
более становлении вряд ли когда-либо
главную роль играло какое-нибудь
целенаправленное начало. Уж очень много
примеров, показывающих сколь, плохо
усваиваются любые навязываемые
принципы, если они не совмещены с цивилизационными
особенностями, впитанными народами в плоть
и кровь. Я не говорю о примерах типа
морального кодекса коммунизма, который
вошел в историю в качестве анекдота. Но
даже великие принципы христианства не
очень умерили способности
инквизиторов и энергию праведных
протестантов в их охоте за скальпами. А
сколько времени потребовалось
лютеранским странам, чтобы превратить
отношение к труду из Божьего
наказания в жизненную цель!
Вот
почему я
с большой долей сомнения говорю о
программах культуры и нравственности.
Тем более что одних нравственных начал,
т.е. системы нравов, образцов поведения
людей будет еще недостаточно. Мне
кажется, что необходима более глубокая
моральная перестройка самого духа и
смысла человеческой культуры,
обретение нового смысла существования.
Возможно ли это? И за ограниченное
количество времени?
И,
несмотря
на все сомнения, я говорю о том, что
другого пути у нас просто нет!
Думая
о
возможных подходах к решению подобных
вопросов, мы переходим уже в сферу
духовного мира человека, мы вторгаемся в
его взаимоотношения с обществом, с
проблемой его готовности подчинить
сегодняшнее поведение обеспечению
будущих поколений. А подобные проблемы
уже тесно связаны с особенностями
культуры и цивилизаций, и в их решении
нет стандартных подходов. И на фоне
таких общих гуманитарных проблем
предстоит научиться решать проблемы
конкретные, которые в наибольшей степени
чреваты катастрофическими исходами.
Это
будут
проблемы цивилизационных
компромиссов.
Новая
модернизация
Одной
из
первых трудностей, с которой
человечеству придется неизбежно
столкнуться, окажется объединение
проблем создания общепланетарной
научно-технической политики и
разделения ресурсов, в том числе и
интеллектуальных. Несколько разделов
этой главы я посвятил проблемам
модернизации, т.е. процессу
естественной (стихийной, спонтанной)
перестройки технологического
фундамента цивилизации и связанному с
ним изменению жизненных стандартов. Но
в современных условиях научно-техническая
стратегия перехода к режиму коэволюции
должна быть еще и направленной:
деятельность людей придется подчинить
вероятнее всего довольно жесткой
регламентации. Другими словами,
предстоит новая модернизация и куда
более трудная, чем предыдущая, поскольку
у цивилизаций будет меньше и времени и
возможностей адаптироваться к новым
условиям жизни. И разные цивилизации
будут очень по-разному воспринимать
эту новую реальность, эту новую
модернизационную волну. Тем более что с
ней будут тесно связаны и
взаимоотношения с другими странами, и
переустройство быта и правил общежития,
включая и регламентацию жизни семьи. Во
всяком случае, планирование рождаемости
- правде надо смотреть в глаза!
И
вот здесь
мы столкнемся с тем, что сказанное может
быть одними и теми же словами приведет к
самому разному пониманию целей и
средств этой модернизации. Произнося,
например, права
человека, американец будет думать
одно, мусульманин другое, а японец
третье. Кстати, с этим мы сталкиваемся
уже сегодня. Руководители и ученые
способны договориться о многом, но те
общества людей, которые я называю
цивилизациями, могут не воспринять этой
договоренности. И тогда возникнут
фронты взаимного непонимания,
подозрительности и вражды.
Запад,
точнее
евро-американская цивилизация, привык
к лидерству. Не только его техника, но и
атрибуты массовой культуры
распространились по всей планете. Его
образ жизни и уровень кажется общепринятым
и желаемым стандартом, к которому многие
стремятся. Но с этим образом жизни, с американской
мечтой всем придется расставаться,
и тяжелее всего это будет сделать самим
американцам. И вряд ли огромный
патриотически настроенный народ без
борьбы откажется от достигнутого.
Развитие
ситуации, которая здесь возникнет,
предсказать очень трудно. Надо помнить
о том, что раскрепощение творческого
потенциала личности, ее инициативы и
впредь будет крайне важно для человечества:
новые технологии, новая организация
труда, новые идеи и новые пути в познании
мира будут непрерывно возникать в
недрах этой цивилизации. Но такая
свобода - это двуликий Янус. Она
неизбежно станет мешать утверждению
ряда новых нравственных начал,
ограничивающих инициативу личности,
подчиняющую ее некоторым коллективным
обязанностям. Мне, например, очень
малопонятно, как американец,
реализовавший американскую
мечту, т.е. живущий в домике с
садиком и имеющий на счету несколько
десятков тысяч зеленых,
сможет принять свою принадлежность к
одной команде с аборигеном
Новой Гвинеи (и даже Японии). Я скорее
готов поверить, что его поведение будет
напоминать правила игры его
протестантских
предков, которые завоевали Америку. Тем
более что речь будет идти о делении
ресурсов, как и в те далекие времена.
Другими словами, в богатстве и
индивидуализме заложены очень опасные корни
зла, которые придется выкорчевывать.
Причем, самим американцам. А это будет
совсем непросто! А если все останется
по-старому, то хуже будет всем. В том
числе и американцам.
К
тому же
потенциальные возможности индивидуализма
уже, может быть, и близки к исчерпанию. Мы
сетуем у себя в России, что наука,
конструкторская деятельность,
серьезная литература и музыка не находят
спроса. Для себя мы легко находим
оправдания в особенностях смутного
времени, когда продавец ларька смотрит
свысока на интеллектуала. Но ведь нечто
подобное происходит и с США. И уже давно!
Наука и интеллектуальный уровень
общества поддерживаются в этой стране
преимущественно за счет эмиграции. Эти
процессы требуют глубокого анализа, тем
более что при нынешнем поведении
общества они неотвратимы!
Определенные
преимущества будет иметь в первое время
японская цивилизация. Ее коллективизм и
дисциплина личности позволят легче
приспосабливаться к изменяющимся
условиям жизни. Однако в перспективе
некоторые особенности японского коллективизма
могут оказаться препятствием к дальнейшему
развитию в нужном направлении.
Я
уже обращал
внимание на принцип забивания гвоздей,
на тенденцию
нивелировать человеческие достоинства
и личные успехи (всем равные оценки в
школе, оплата по стажу работы в компании,
а не за заслуги и т.д.). Значит тогда,
когда понадобятся предельное
напряжение творческих сил, фантазии для
отыскания приемлемых решений, японская
цивилизация снова сможет оказаться в
стороне от основного русла планетарной
перестройки (если не
найдется интеллектуальный лидер!).
Вспомним, что Курилы начали осваивать не
японцы, а русские, которые пришли
пешком из Москвы! Это ли не тест для
размышлений?
Далее,
японская цивилизация очень далека от
других цивилизаций Тихоокеанского
региона - этого не следует забывать! И
китайцам или вьетнамцам порой куда
легче найти общий язык с европейцами,
чем со своими соседями. И подобная
трудность контактов сочетается у
японцев с глубокой убежденностью в
абсолютном превосходстве собственной
цивилизации, в том, что именно она
должна дать стандарты будущей жизни.
Поэтому по границам японской цивилизации
тоже неизбежны глубокие цивилизационные
разломы и конфронтационные ситуации.
Но
особенно
опасный разлом возникнет на границах
цивилизации мусульманского мира.
Если
японской, китайской и другим
цивилизациям Тихоокеанского региона из-за
присущего им коллективизма и
дисциплины будет вероятно легче, чем
Западу принять необходимые ограничения
во имя общества в целом, то в
мусульманском мире западная
регламентация окажется совершенно
неприемлемой. Она противоречит шариату
и с ним несовместима. Тем более что
стеснение своей жизни (и, особенно,
ограничение рождаемости) нужно для
спасения не только правоверных, но и
всех тех неверных, которые населяют
остальную часть земного шара. Как здесь
добиться взаимопонимания, как выстроить
вектор совместных усилий - от ответа на
эти вопросы зависит наша общая судьба,
и правоверных и неверных! Тем более что
у первых неизбежно и достаточно скоро
окажется в руках ядерное оружие.
Вот
в такой
интерпретации мне представляется та
проблема, которую ныне принято называть проблемой
Север-Юг. Но эта картина не будет
достаточно отчетливой, если мы не примем
во внимание существование
грандиозного пространства Северной
Евразии, которая сегодня называется
Россией.
РОССИЯ - каково ее
слово?
В
той
совершенно новой геополитической
ситуации, которая начинает складываться
на планете, очень важно понять место и
роль России, ее возможные, а не
утопические перспективы. И не только с
точки зрения русского человека, но и с
позиций ее возможного вклада в
общепланетарный процесс и в предотвращение
или смягчение конфронтаций по линиям
цивилизационных разломов. Но сначала
поговорим о чисто российских проблемах.
Я
вижу две
разных ипостаси, способные кардинально
повлиять на судьбу России. Первая - это
ее географическое положение. Север Евразии
- мост между двумя очень разными
цивилизациями, позволяющий
использовать опыт и мудрость обоих
берегов. Да и уровень нашей жизни
совсем не американский, и нам куда легче,
чем Западу, принять неизбежные ограничения
экологического императива.
Вторая
-
система традиций России, позволяющая сочетать
многие особенности Европейского
запада и Тихоокеанского востока. Разумное
использование этих возможностей может
определить и достаточно
оптимистические перспективы. Оптимизм,
конечно, весьма условный - в
надвигающемся кризисе наша страна может
оказаться лишь в положении несколько
более легком, чем многие другие страны, и
линии наших цивилизационных границ
легче сохранить границами холодных
противостояний, чем многие другие линии
разломов. Но эти оптимистические
возможности еще следует умело
реализовать. А на нашем политическом
горизонте пока не видно общественных
деятелей, способных достаточно глубоко
и отчетливо понять специфику
переживаемой эпохи.
Есть
еще
некоторые трудности, которые могут обернуться
общепланетарной катастрофой. Трагедией
распада Советского Союза мы отброшены
далеко назад. Сегодня нация пока не
готова откликнуться на масштабные дела,
как это случилось с нашей страной после
окончания гражданской войны, когда был
принят план ГОЭЛРО или после Великой
отечественной войны, когда народ
взялся за восстановление страны.
Духовный настрой нации совершенно иной.
Разделить, украсть или где-нибудь что-то
заработать - на это толкает людей наша
действительность и воля демократов.
Мы
бесконечно слабеем как военная и
промышленная держава, и начинаем
напоминать собаку на сене, ибо под нами
несметные сокровища разнообразных
ресурсов, столь нужных всем. Это и залежи
ископаемых и бескрайние мало
заселенные территории. У нас все это
могут легко отнять, даже без сполохов
ядерных ударов, если мы сегодня по-хозяйски
не распорядимся своим будущим. Но
современное развитие событий может
однажды переполнить чашу терпения
народа и тогда...! Я не настолько ценю
мудрость соседних цивилизаций, чтобы
поверить в то, что они способны понять,
сколь важно для всей планеты иметь
сильную Россию, интеллект и ресурсы
которой могут сыграть выдающуюся роль в
утверждении нового равновесия
человечества и природы.
Я
уже
попробовал объяснять свое видение
складывающейся геополитической
ситуации: все нарастающее
противостояние группы тихоокеанских и
атлантической (европейско-американской)
цивилизаций, однако не переходящее в
вооруженную борьбу и появление горячих
фронтов на линиях разломом
мусульманской и других цивилизаций, грозящих
ядерной катастрофой. И, прежде всего,
евро-американской цивилизации,
перестройка которой будет неизбежно
сопровождаться снижением уровня жизни и
ограничением в использовании
природных ресурсов. А на это вряд ли
легко пойдут сегодняшние лидеры
технотронной цивилизации.
Вот
в этой
ситуации роль России может оказаться
чрезвычайно важной. И дело не в том, что у
нас есть ресурсы, нужные всей планете, и
наше географическое положение как бы
связывает в единое целое все северное
полушарие. Россия обладает уникальным
ядерным потенциалом сдерживания. Если к
этому добавить, что тысячелетие
совместной жизни с мусульманскими
народами дало нам тоже уникальный опыт,
то не очень трудно увидеть, сколь эффективной
может оказаться наша роль учредителей
компромиссов.
Именно
компромиссов, ибо мир XXI века либо перестанет
существовать, либо сделается миром
компромиссов. И есть все объективные
предпосылки для существования устойчивых
компромиссов. Последнее означает, что
эти компромиссы не просто взаимовыгодны,
но обладают тем свойством, что любой
участник может только потерять,
отклоняясь от достигнутой
договоренности. Эра антагонистических
конфликтов ушла в прошлое, теперь у всех
цивилизаций наряду с их собственными
целями возникла и общая цель -
обеспечить сохранение на Земле человечества.
Это
и новая
стадия кооперативности. И простой декларации
о планетарном единстве человечества
недостаточно. Любая кооперация требует
от своих членов определенных жертв:
каждый должен чем-то поступиться во имя
общего. Но теперь членами этой кооперации
являются не только целые народы, но и
цивилизации. Как подойти к решению этой
проблемы?
Но
это уже
специальная тема, требующая более глубокого
уровня политологического анализа. Пока
же мне трудно назвать не только
политиков, но и ученых, которые на этот
счет имеют свое мнение. Или даже понять
смысл того, о чем здесь идет речь.
Итак,
я
подвел к проблемам выбора пути в будущее,
изложив последовательно некоторую
целостную систему взглядов. Она
опирается на тот фундамент, который
естественно назвать современным
рационализмом. Эту систему взглядов
вряд ли можно назвать философией, ибо
она направлена на решение вполне
конкретных вопросов - она идет от них и к
ним необходимо возвращается. От
изучения биосферы как целого, через
попытку увидеть проблемы с позиции
современной науки, лишенной иллюзии
абсолютного знания, к постановке тех
проблем, от которых зависит судьба рода
человеческого уже в ближайших
десятилетиях. И вот некоторые выводы.
Я
убежден,
что современное миропонимание необходимо
должна обрести новые точки зрения.
Экологические императивы приведут к
новому видению расклада сил, причин и
характера возможных конфронтаций не
только наций, народов, но и цивилизаций.
Важно почувствовать динамику
происходящего и темпы нарастания
конфронтационных явлений. Нужно видеть
и существование демпфирующих факторов,
разумное использование которых может
способствовать отступлению
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ опасности и дать
людям время оглядеться и найти
приемлемые решения.
Я
полагаю
необходимым четко заявить о том, что
никакого устойчивого развития (sustainible
development) в том примитивном смысле, в каком
этот термин вошел в официальные
документы (в том числе, и в решения
конференции в Рио де Жанейро), в нынешних
условиях быть не может.
Термин
устойчивое
развитие можно использовать, но
следует трактовать по-иному, как
обозначение стратегии переходного
периода, в результате которого может
возникнуть режим коэволюции человека и
природы.
Сегодня
мы
еще не готовы к тому, чтобы говорить о
Стратегии переходного периода, как о
некотором целостном замысле. Однако уже
просматривается несколько направлений
человеческой деятельности, которые
могут сыграть роль обоснования будущей
Стратегии и, может быть, ее первых шагов.
Вот некоторые из них:
а.
Изучение
структуры коэволюции как некоторого
равновесного состояния природы и
общества. Используя понятие равновесное
состояние, я в действительности
имею в виду некоторое квазиравновесие,
когда характерное время изменения
параметров биосферы и, прежде всего
характеристик кругооборота веществ
оказывается достаточно большим, во
всяком случае, значительно больше
времени жизни одного поколения.
б.
Разработка
возможных вариантов технико-технологического
преобразования производительных сил и
выработка соответствующих рекомендаций
правительствам и корпорациям.
в.
Изучение
особенностей новой модернизационной
волны и попытка прогнозировать
возможные реакции на нее различных
цивилизаций.
г.
Политологический анализ возможных
противостояний и выявление наиболее
опасных цивилизационных рубежей и
отдельных точек. Их серьезное, не
политиканствующее обсуждение на
общепланетарном уровне.
д.
Ну и самое
главное - проинформировать общество о
реальном состоянии дел, лишить его
возможных иллюзий и начать его
экологическое и политологическое
просвещение с ориентацией на то общее,
что должны содержать все цивилизации XXI
века. Утверждение образования, в основе
которого лежит ясное понимание места
человека в Природе есть, в действительности
главное, что предстоит сделать человечеству
уже в ближайшее десятилетие.
Сегодня
говорят о необходимости формирования новой
нравственности. Разговор о
нравственности и ее утверждение
действительно необходимы. Без этого у
человечества не будет будущего. Но я
совсем не убежден, что надо изобретать
какие-либо новые принципы
взаимоотношения людей. Необходимое уже
сказано - это принципы Нагорной
Проповеди. Если бы они действительно
вошли в плоть и кровь людей, если бы люди
научились любить людей и
чувствовать
ответственность за судьбу других,
независимо от цвета кожи и
принадлежности к той или иной цивилизации,
то отыскание необходимых компромиссов,
вероятно, не составляло бы проблемы.
Но вот как
добиться, чтобы эти принципы стали
настоящим человеческим alter ego, и есть
главный вопрос. И для его решения
формирования нравственных принципов
не достаточно! Мы переходим в сферу
морали - понятия более тонкого, чем
нравственность, связанного не только с
системой нравов, но и с духовным миром
человека, его ориентации на внутренние
ценности. Так от вопросов экологии,
технологии, политологии мы неизбежно
должны перейти к обсуждению проблем
эволюции внутреннего мира человека.
Найти способы такого воздействия на
него, чтобы внутренний духовный мир человека
превратился в его основную ценность. Вот
здесь, как я в этом убежден, и лежит ключ
к самому главному - сохранению вида Homo
Sapiens на планете
.
|