Краткое описание технологии СКОЛТ
Разработана
новая информационная технология СКОЛТ, основанная на применении метода
эволюционного согласования и на организации
творческого соревнования коллектива экспертов по выполнению проекта с заранее
заданной целью. Создаваемый на базе этой технологии сетевая платфоррма должна обеспечивать координацию проектной
деятельности коллектива экспертов, направленной на создание консолидированного
продукта. Число экспертов в зависимости от цели Заказчика может меняться от
единиц до миллионов человек.
Основой
программного комплекса служит программный модуль ТУРНИР, обеспечивающий
совместную работу минигруппы из 5-7 человек. Модуль обеспечивает создание
группового консолидированного варианта продукта и выделение лучшего эксперта по
его вкладу в общий продукт. В основе технологии также лежит принцип масштабируемого
иерархического использования данного модуля, при этом отсутствуют ограничения на количество привлекаемых к
работе экспертов.
Работа
экспертов построена в виде соревнования, состоящего из ряда иерархически
организованных турниров. Эксперт, победивший в своей группе, забирает созданный
там групповой проект, и вступает в
соревнование следующего уровня. Проигравшие эксперты могут продолжить
соревнование, объединяясь в новые группы с экспертами своего уровня. При такой
организации работы эксперт, проявляющий высокую активность, имеет возможность подняться на максимально возможный для его
компетенции уровень.
Проект
должен быть разбит на отдельные слоты, в каждом их которых сформулирована постановка
задачи для данного слота. После выбора
проекта эксперт формирует свои варианты ответа, при этом некоторые слоты могу быть незаполненными. При
регистрации эксперту присваивается первый квалификационный уровень. Далее
программный комплекс формирует группы из экспертов одинакового уровня и по
каждой группе экспертов передает управление модулю ТУРНИР. Модуль направляет
членам группы все полученные от них при регистрации варианты проектов (или
групповые варианты предыдущего уровня). Эксперты оценивают каждый слот по
стобалльной системе и передают оцененные варианты на сервер. Модуль ТУРНИР
вычисляет по каждому слоту среднюю оценку, и слот с максимальной средней
оценкой считается ответом группы на поставленный вопрос. Для каждого эксперта
вычисляется сумма квадратов отклонений его оценок от средних по группе. Эксперт
с минимальной величиной этой суммы объявляется победителем в группе. Его
уровень увеличивается на единицу, и в дальнейшем он может снова соревноваться с экспертами
своего уровня, а у экспертов с самыми большими суммами отклонений уровень может быть понижен на единицу. Процесс
продолжается до тех пор, пока не появится популяция одинаковых вариантов, или
не закончит работу группа экспертов высшего уровня, групповой проект которых и
будет признан в качестве финального, а у лучшего эксперта этой группы не
появится партнеров равного с ним уровня. Как показывают теоретические
исследования, полученный таким образом продукт будет лучшим из всех возможных
при данном составе экспертов, а время, затраченное ими, будет минимальным для всех известных способов организации работы.
Программный
комплекс может поддерживать одновременное исполнение большого количества
проектов, автоматически подбирая компетентных экспертов для каждого проекта
и координируя их работу. Для этого
каждый проект, подаваемый на сервер, должен регистрироваться с набором ключевых
слов, характеризующих его предметную область. Каждый эксперт также должен при
регистрации давать список ключевых слов области его компетенции. По наибольшему
количеству совпадающих слов программный комплекс и подбирает экспертов на
данный проект.
По
окончании проекта осуществляется расчет компетентностей экспертов, как
генераторов идей, так и оценивателей.
Также определяется интеллектуальный потенциал эксперта . В соответствии с этими данными рассчитывается
вознаграждение каждого эксперта, виртуальное или реальное.
Научная новизна
и целесообразность внедрения новой
информационной технологии, использующей метод эволюционного согласования
решений
В настоящее время одним из главных трендов
развития и использования в бизнесе, управлении и в массовых социальных
сетях становятся сетевые
информационно-коммуникационные технологии. Наиболее актуальными и
востребованными являются системы коллективного интеллекта, использующие
технологии краудсорсинга. В мире используется более 700 реально действующих платформ,
дающих значительный экономический
эффект, измеряющийся миллиардами долларов. Наиболее перспективными и
эффективными являются из них система AUTOMAN в США и WITOLOGY в России.
На разработку последней было затрачено 5 миллионов евро и около одного года
работы коллектива из двух десятков
высокопрофессиональных программистов .
Осуществление краудсоринговых проектов
в настоящее время могут себе позволить
только крупные фирмы и организации, поскольку существующие программные
платформы требуют больших затрат как на амортизационные расходы, так и на
заработную плату большого количества фасилитаторов - специально обученных специалистов, осуществляющих координацию
работы десятков или сотен тысяч экспертов.
Большая стоимость краудсорсинговых проектов
не позволяет применять их как для нужд малого и среднего бизнеса, так и для
массы рядовых пользователей сети Интернет в социальных сетях.
Этих недостатков лишена система
самоуправляемого краудсорсинга на базе метода эволюционного согласования
решений. Она обладает мировой новизной и использует в своей основе прорывные
технологии, основанные на теории, разработанной коллективом Отдела изучения и
использования систем коллективного интеллекта, возглавляемого к.ф.-м.н. В.И.
Протасовым в АНО «Институт физико-технической информатики» при Московском
физико-техническом институте – национальном исследовательском университете,
Новая информационная технология основана на
оригинальном использовании теории
метасистемных переходов В. Турчина, генетических алгоритмов и
развитии работ Кондорсе для применения в современных компьютерных сетях.
Система обладает значительным инновационным потенциалом, заключающемся в том,
что помимо низких затрат на разработку программной платформы (в 20 и более раз
по сравнению с системой WITOLOGY), не
требуется никаких эксплуатационных расходов на ее использование в рассматриваемых областях применения (малый
и средний бизнес и социальные сети).
На базе предлагаемой технологии становится возможным впервые в
мировой практике использование
краудсорсинга для массового использования, что позволяет значительно
распространить область его применения.
Проведенный значительный объем
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментальное
подтверждение полученных в рецензируемой работе коллектива исследователей
эффектов усиления интеллекта, диффузии знаний и явления значительного снижения
концентрации неправильных решений обеспечивает высокую инвестиционную
привлекательность рассматриваемой в настоящем отзыве технологии.