Среда, 11.12.2019, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Международный проект СКОЛТ

Категории раздела
СКОЛТ [2]
Международный проект СКОЛТ
Разное [95]
Мои статьи [7]
История [0]
Наука и религия [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

ЭНВИРОНИКА — НАУКА О РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕСТВА И МИРА



К сожалению, взаимодействие — важнейшая специфическая форма движения материи, определяющая все стороны развития современного мира, — не стало для современных обществоведов объектом глубокого и всестороннего диалектического исследования. Ученые обращают внимание лишь на важность и значимость процессов взаимодействия: «Взаимодействие как более общий процесс есть феномен, абсолютно необходимый в любой форме движения материи. Трудно придумать что-либо происходящее в нашем мире, где бы не было взаимодействия. Оно является составным компонентом всех происходящих процессов» [2, с. 6].

Перемены революционного характера в различных сферах деятельности человечества приходятся именно на те периоды, когда им были открыты и познаны новые законы развития неживых, живых и общественных систем. Относительно несложными системами можно управлять, используя опыт и интуицию, накопленные предшествующими поколениями. Но управление сложными и сверхсложными системами требует глубокого познания законов механики, баллистики, всемирного тяготения, движения при больших скоростях и многих других знаний. 

К сожалению, в большинстве случаев развитие общественных систем идет методом проб и ошибок, что отрицательно сказывается на экономике, наносит огромный вред живому и растительному миру, самому человеку. Человечество в настоящее время остро ощущает недостаток знаний о законах, по которым оно развивается.

Многие ученые-обществоведы заложили основы теории общественного развития. Но политические, научно-технические, общественно-экономические, экологические и прочие ситуации, взаимодействие стран с различным общественным строем требуют познания всех законов общественного развития, постижения глубины их действия и применения их на практике. Предложенная для обсуждения научной общественностью система законов функционирования производственных, хозяйственных систем общества и мира сформирована на основе анализа тенденций взаимодействия и взаимосвязей процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и развитие этих систем.

Углубленное познание законов общественного развития приобретает все большее практическое значение, поскольку позволяет не только предвидеть будущее, но и, что очень важно, научиться управлять им. Надо ли говорить, что с каждым новым витком знаний о взаимодействии и взаимообусловленности законов для менеджеров (руководителей) увеличивается возможность комплексного охвата всех процессов управления в общественных системах, ликвидации столь нежелательной однобокости принимаемых решений. Так, например, руководитель с базовым инженерным, техническим образованием в процессе управления больше внимания уделяет развитию техники, технологии, что само по себе тоже очень важно, но в то же время упускает из виду процессы организованности, развития и совершенствования, экономические, социальные, природно-экологические и функциональные. Руководитель с опытом работы с людьми основное внимание может уделять организационным и социальным мероприятиям, считая остальные в какой-то степени второстепенными. Руководитель-экономист, естественно, будет прежде всего заниматься вопросами экономики. Но ни одно из этих направлений само по себе, вне связи с другими направлениями не в состоянии обеспечить эффективное, рациональное, комплексное развитие системы.

Таким образом, законы организованности, развития и совершенствования, технологические, экономические, социологическое, природно-экологические и функциональные должны изучаться прежде всего менеджерами (руководителями) всех уровней, которые обязаны не только ясно видеть их проявления, но и уметь всесторонне использовать их в процессе управления.

Наука энвироника находится на стыке научных знаний в области организации, развития и совершенствования общественных систем, технологии, экономики, социологии, природопользования, прогнозирования, нормирования, планирования, учета, анализа, контроля, регулирования. Сегодня все эти науки не могут плодотворно развиваться без тесного взаимодействия, взаимодополнения и взаимопонимания. Энвироника будет способствовать координации действий и эффективности развития всех этих наук, когда решается важнейшая проблема развития и совершенствования общества. Опираясь на междисциплинарные исследования, наука будет осуществлять целостный методологический подход к развитию общественных систем.

Высокого уровня развития и совершенствования системы можно достичь только в том случае, если этому будет максимально способствовать окружающая среда, которая также должна развиваться и совершенствоваться. Иными словами, залог успеха — это гармоничное развитие как самих общественных систем, так и окружающих сред.

Жизнедеятельность, развитие и совершенствование любых систем, в том числе и общественных, зависят от постоянного взаимодействия их с окружающей средой. Взаимодействие — всеобщий закон жизнедеятельности, развития, совершенствования, разрушения, упадка, смерти всех материальных систем. Общий закон организованности занимает доминирующее положение в общественных системах и способствует организации процессов развития и совершенствования, технологических, экономических, социологических, природно-экологических и функциональных.

Общий закон развития и совершенствования также является основным, так как все процессы, происходящие в общественных системах, обеспечивают действие этого закона. Улучшение организационной деятельности, использование новейших достижений науки в технологических процессах, изменение новейших методов хозяйствования в экономике, учет социальных явлений, постоянное улучшение природно-экологической и функциональной деятельности направлены на развитие и совершенствование производственных, хозяйственных систем общества и мира в целом.

Технологические законы проявляются в процессах, происходящих в период создания готовой продукции производственными системами, а также при выработке единой технологической политики по совершенствованию техники, технологии на уровне хозяйственных систем и общества в целом. Нет необходимости доказывать, что в общественных системах функционируют экономические законы, проявляющиеся в процессах обмена, распределения и потребления готовой продукции. К сожалению, на практике плохая организация экономических процессов или игнорирование экономических законов, проявление волюнтаризма и субъективизма отрицательно влияют на хозяйственную деятельность. А это пагубно сказывается на экономическом развитии общества и, естественно, каждого его члена. Социологические законы отражают все желания, стремления, культуру, степень свободы и демократии каждого человека и общества в целом. Игнорировать эти законы — значит не учитывать надежды человека, перспективы на будущее, не чувствовать, чем живет общество и каждая личность.

Природно-экологические законы реализуются при взаимодействии производственных и хозяйственных систем с неживой (недра земли, вода, воздух и т. д.) и живой (растительный мир, сам человек) природой в процессах технологической, экономической и социологической деятельности общества. Практика показывает, что игнорирование этих законов наносит огромный ущерб не только природе, но и самому человеку. Решение этой проблемы возможно на основе учета действия природно-экологических законов, что позволяет гармонично развиваться общественным системам и самой природе.

Функциональные законы предопределяют все процессы, происходящие в общественных системах (закон прямой связи — прогнозирование, моделирование, нормирование, планирование), и отражают фактическое состояние дел в этих же системах (закон обратной связи — учет, анализ, контроль, регулирование). Все законы общественного развития действуют одновременно, взаимно обусловливая и дополняя друг друга. Изучение этих законов, глубины и полноты их действия в процессе управления производственными, хозяйственными системами, общества и мира дает возможность выявить их организационные, технологические, экономические, социологические, природно-экологические и функциональные возможности, избежать волюнтаризма, командно-административных методов, открывает хорошую перспективу для гармоничного и комплексного развития природы и общества.

Внедряемая в настоящее время рыночная экономика, или переход на демократический, цивилизованный путь развития — это по сути своей практическая реализация теоретических проблем, раскрываемых наукой энвироникой.

Естественно, нельзя постичь, освоить, указать оптимальные пути развития рассматриваемых систем, не учитывая достижений научно-технического прогресса и общественного развития, не исследуя всесторонние законы существования систем, их движения. Это необходимо не только для настоящего, но особенно для будущего развития мира, ибо все общественные системы мира развиваются по одним законам. Решая практические проблемы реформации общественно-политического строя в любой стране, можно избежать значительной части трудностей, если обратиться к мировому опыту. Всеобщие и общие законы развития производственных, хозяйственных систем и общества в целом, так же как и законы физики, механики, химии, биологии, не могут быть изменены, модернизированы или скорректированы по желанию менеджера (руководителя) любого ранга. Другое дело, что объективные законы развития общества при различных политических системах могут использоваться преимущественно для тех или иных конкретных стратегических или оперативных целей. И применение этих законов в демократических странах должно носить более гуманистическую направленность.

Много полезного можно почерпнуть и из опыта стран, которые в своем развитии ушли далеко вперед. Отрасли экономики высокоразвитых стран, функционирующие на основе акционерных концепций, на кооперативных принципах, уже прошли «болезни роста», которые сейчас переживают многие страны, реформирующие свою экономику. Конечно, не все из опыта этих стран приемлемо для реформируемых государств, но принципы производственно-хозяйственной деятельности высокоразвитых стран не могут не заслуживать внимания. Поэтому крайне необходимо при переходе на демократический путь развития сотрудничать с промышленно развитыми странами не только и не столько в коммерческо-торговом направлении, сколько в восприятии их опыта организации производственно-хозяйственной деятельности; нацеливании предприятий, фирм на постоянное развитие и совершенствование; в умении оперативно внедрять и интенсивно использовать новую технику и технологию; в организации прибыльной работы фирм, разумном решении социальных проблем, рациональном использовании природных ресурсов и хорошей организации работы функциональных служб.

Это даст большой эффект в развитии стран, позволит избежать многочисленных ошибок в управлении производственно-хозяйственной деятельностью и сократить период перехода на демократический, цивилизованный путь развития.

Можно наблюдать, как болезненно протекает реформация производственно-хозяйственной деятельности во многих странах, с каким трудом дается каждый шаг в процессе демократизации общественной жизни. Исследования показывают, что почти во всех странах эти сложности однотипны и обусловлены объективной необходимостью прогрессивных перемен и субъективным стремлением оставить все как есть. Никто уже не опровергает утверждения, что реформацию тормозят бюрократизм и консерватизм руководителей министерств и ведомств, сопротивление коррумпированных элементов, а также отсутствие соответствующих экономических стимулов, нежелание многих непосредственных исполнителей осуществлять ее на деле.

Негативную роль в ускорении реформируемых процессов играет отсутствие научной концепции. Практика показала острую необходимость в радикальных переменах в жизни многих стран. А наука, вместо того чтобы заранее предвидеть надвигающиеся проблемы, оказалась, к сожалению, неподготовленной к выработке и обоснованию научных подходов, отражающих перемены в государствах. Следует заметить, что научной концепции развития производственных, хозяйственных систем, общества и мира в целом ни в одной стране нет. К сожалению, ни один из научных коллективов, ни отдельные ученые даже в постановочном плане до сих пор не выдвигали такой проблемы. Но если народы мира находятся на одном огромном корабле в мировом океане, то они и должны найти единую концепцию мирового развития, несмотря на принадлежность к различным политическим, религиозным, национальным системам. Этого требуют современная социально-экономическая, политическая, экологическая, военная обстановка в мире и др.

Перед человечеством всегда стояла проблема, как обустроить мир и каждое общество (государство), чтобы оно было максимально демократичным, справедливым при распределении валового национального дохода, и все остальные процессы также способствовали развитию каждого человека. К сожалению, такого идеального государства не создано не только практически, но и теоретически, хотя к этому необходимо стремиться. Сейчас уже выработаны определенные научные и практические предпосылки к созданию такого общества, к этому вынуждает и будущее развитие мира.

Новая общественно-экономическая формация должна сформироваться сама, но не стихийно, а методом отбора и внедрения в практику всего лучшего, что накопило человечество в своем многовековом развитии. Отобранный положительный опыт должен рекомендоваться государствам, переходящим на демократический путь развития, не насильственно, а методом убеждений. Сам народ с учетом своих национальных устоев, традиций, географического положения и пр. должен сформировать политическое и социально-экономическое устройство своего государства, которое будет отвечать его интересам. Можно всецело поддержать Ю. М. Осипова, предлагающего такой порядок обустройства общества: «Рывок, но без экстремизма, революция — без катаклизма, прогресс — без деградации. Разумеется, все это — революция, прогресс, рывок — не пройдет гладко. Будут и ошибки, будут и потери. Но задача воистину просвещенного общества – минимизировать ошибки и потери, обойтись без крайностей, не допустить жертв. Задача высококультурного сознания — вызвать к жизни саму жизнь, предоставив ей возможность самой решать и творить, искать выход из исторического тупика на исторический простор» [3, с. 258].

История историей, жизнь жизнью, а обустраивают, делают, организовывают все люди. Но для этого необходимы и желания, и умения общества. Успех обустройства — в овладении идеями и умениями обустройства, его смыслом самим государством, человеком, людьми и народами. Только массовое восприятие обустройства принесет ему успех. Обустройство, как и его цель, невозможно декларировать. Обустройство должно осуществлять каждое государство с тесной интеграцией между ними и осуществлять добровольно. «Власть — это насилие, но на одном лишь насилии власть всерьез и надолго не держится. Не держится она и на одной только власти. Власть крепка сейчас более невластием, чем властием — свободой. Таков главный мотив времени!» [3, с. 259].

Обустройство каждого государства и мира в целом само не пойдет, его необходимо организовать. Каждую общественную систему надо готовить к обустройству, вести ее по пути обустройства и поощрять к действию. В этом случае нужна концепция, наука обустройства, но важна также и практика. Нужны примеры, а также менеджеры (руководители) практические реализаторы идей, которые способны возвыситься над собой, а не/над людьми и, подобрав команду способных организаторов, обустраивать общественные системы.

Современный мир — мир сосуществующих мирно и не мирно общественных систем с различной степенью противоречий, которые очень часто приводят к серьезным негативным последствиям. Это связано с проявлением эгоизма каждой системы. От эгоизма человека до эгоизма государства — так можно определить эгоизацию общества. Поэтому энвироника предусматривает обязательное развитие не только своей системы, но и окружающей среды — других систем как своих, так и не своих, т. е. нужна интеграция систем и окружающей среды. Будущее за интеграцией всех общественных систем мира. Но как выполнить человечеству столь грандиозную и ответственную задачу? С помощью науки, особенно новой науки — энвироники, а также науки тектологии, которая практически поможет обустроить, организовать развитие и совершенствование общественных систем. Разумеется, здесь потребуется глубокий поиск, новый синтез идеи и дела, воли и нравственности, умения и организаторского таланта. Нужен новый Разум. А Разум — это все. Разум спасет мир, но, заметим, что только новый Разум, не обремененный прошлой агрессивностью, злобностью, звериностью, эгоизмом и пр., может это сделать. Разум — мера всех процессов, происходящих в объективном материальном и духовном мире. Мерилом Разума является наука. Чем больше прогресса в науке, тем глубже и шире развитие Разума.Чем умнее человечество, тем быстрее развиваются наука, практика и совершеннее становится мир. Но в настоящее время необходимо целенаправить Разум только в сторону созидания. Кроме того, нужна всемирная реформация, опирающаяся на новые: науку, идею, идеологию, веру, которые будут основаны на синтезе Разума и Нравственности.

Гигантские преобразования современных мировых процессов требуют от мирового Разума новой единой, комплексной, интегрирующей науки и кардинальной перестройки «старых» наук. Особенностью энвироники как единой науки будущего является то, что в ней представлены не сплошные, не дифференцированные, не расчлененные знания, а интегральное и все охватывающее знание, сохраняющее внутри себя внутреннее подразделение научных дисциплин. Интеграционное движение современной науки к единой науке будущего показано в данной работе в концентрированном виде с учетом мнений многих ученых по этой проблеме. Процесс интеграции можно ускорить, интенсифицировать, если все, кто заинтересован в развитии и совершенствовании общественных систем, поймут, глубоко осознают и направят свои усилия на то, чтобы движение наук на сближение совершалось без задержек и опозданий. 

Заметим, что энвироника не претендует на роль науки наук. Предлагаемый метод исследований с помощью энвироники, как более сложный и высокий, отнюдь не редполагает какую-нибудь обезличку при изучении с различных сторон той или иной общественной системы. Этот метод исключает только былой сепаратизм наук, когда одна из них не знала и не ведала, что делает другая при изучении отдельно взятой системы. Как отдельные органы в живом организме функционируют, подчиняясь общему процессу жизнедеятельности всего организма в целом, так должны быть подчинены различные отрасли целостного научного знания при изучении различных сторон общественной системы. Именно каждая такая система должна изучаться совокупностью всех общественных наук, прежде всего тех, которые имеют дело со всеми процессами, происходящими в этих системах. 

Самого большого успеха любая наука достигает, когда она востребована практикой. Энвироника вначале была внедрена в практику, а затем уже возникла теория. Практика «потребовала» создания энвироники, явилась стимулом развития и подтверждает правильность ее научных достижений. 
Объединение теории и практики в единую комплексную науку будущего дает большие потенциальные возможности специалистам в умении обустройства общественных систем. Это позволит ликвидировать разрыв между научным (теоретическим и экспериментальным) этапом исследования и его практическим опробованием и освоением.
Таким образом, необходимость науки энвироники как в теоретическом, так и в практическом аспекте заключается в следующем. 

Во-первых, она дает целостное представление о развитии производственных, хозяйственных систем общества и мира в целом. Целостность исключает однобокость, способствует комплексному и интеграционному развитию всех процессов, происходящих в общественных системах. Без учета целостности использование накопленного научного потенциала для изучения рассматриваемых систем непродуктивно. Необходимо не только следить за развитием самостоятельных организационных процессов, развитием и совершенствованием технологических, экономических, социологических, природно-экологических и функциональных, но и уделять основное внимание взаимосвязям — организационно-техническим, организационно-экономическим, организационно-социологическим, организационно-природно-экологическим, организационно-функциональным, технико-экономическим, социально-экономическим, природно-эколого-экономическим и т. д. Только при этом условии можно надеяться, что будут исключены или сведены к минимуму негативные последствия в развитии общественных систем.

Во-вторых, практические работники должны знать, что в процессе управления нужно обращать внимание не только на экономическую, но и на организационную, техническую, социальную, природно-экологическую и функциональную стороны развития общественных систем.

В-третьих, наука энвироника устанавливает тесную взаимосвязь между теорией и практикой. Сейчас наука все больше приближается к практике, а практические работники, опираясь на свой опыт и на науку, пытаются глубоко проникнуть в суть проблем общественного развития. Всеобщие, общие и частные законы, которые изучает энвироника, дают возможность общественным системам развиваться, опираясь на весь потенциал современных общественных и других наук.

И в заключение отметим, что наука энвироника не претендует на роль истины в последней инстанции в развитии общественных наук. Автор будет удовлетворен, если его теоретические выкладки вызовут размышления, возражения, станут поводом для дискуссий, которые, может быть, приведут к прорыву на теоретическом фронте, к единству теории и практики, к действительно комплексному решению современных проблем человечества.

Список литературы
1. Энгельс Ф. Анти_Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2_е изд. Т. 20.
2. Анохин П. К. Теория отражения современная наука о мозге. М.: Знание, 1970.
3. Осипов Ю. М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд_во МГУ, 1990.



Категория: Разное | Добавил: Интеграл (24.10.2012)
Просмотров: 2828 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz