Мощная волна инфляции может, конечно,
расставить все точки над i. Но все не так просто. Этим миром правит
крупный капитал, капитал с большими связями, своим аппаратом принуждения
– так называемый элитный капитал. Текущий кризис видит своей мишенью
именно его. Крупному капиталу просто негде спрятаться. Пока что «тихой
гаванью» были и остаются доллар и американские 10-летние облигации, но
это только пока... Война между представителями элитного капитала только
началась, и каждое банкротство крупного банка – это минус один с
поля боя. Когда денег останется в соотношении с товарами и услугами в
меньшей пропорции (по разным подсчетам, мир бы устроило от 60-80% всей
товарно-денежной массы), тогда дело дойдет и до трудящихся, то есть, до
нас с вами. Когда создается бизнес, он ориентируется на
определенную потребность и степень ее удовлетворенности. Ясно, что
отдельно взятый производитель, например, пылесосов, не может
рассчитывать на массовое потребление своей продукции в условиях, когда у
всех они уже есть и граждане будут нуждаться в их обновлении минимум
года через три. По этому же принципу действуют и другие бизнесы, а это
всё рабочие места и, соответственно, новый платежеспособный спрос. Давайте
более подробно рассмотрим человека с точки зрения его потребностей.
Велосипед изобретать не будем, и возьмем пирамиду А. Маслоу. Для
наглядности изобразим пирамиду на схеме и добавим деловой цикл: Рассмотрим схему более детально: СТАГНАЦИЯ. Как
правило, на этой стадии у всех всё есть – идет расцвет профессий, без
которых мир и так мог бы обойтись: артистов, певцов, поэтов, музыкантов,
художников, актеров, спортсменов. Дорожают предметы демонстративного
потребления: элитная недвижимость, элитный транспорт, элитный отдых.
Даже интимные услуги в этот период стоят неоправданно дорого. На этой
стадии общество имеет всё по Пирамиде Маслоу – средний человек
реализован до уровня престижных потребностей, не говоря уже о более
обеспеченных людях. В это время зарождаются самые невероятные бизнесы,
люди зарабатывают на том, что залезают на небоскребы, развлекая других! А
нужен ли нам такой скалолаз в голодные годы? В такое время все можно
купить и продать. Но до определенной точки... СПАД. В данный
период реализованы потребности в бытовой технике, частично решен
жилищный вопрос, обновлена полностью автомобильно-гаражная отрасль.
Спрос на данную продукцию резко падает – У ВСЕХ ВСЕ ЕСТЬ! – а к
недвижимости добавляются еще и жадные инвесторы, которые не успели ее
вовремя реализовать. Как правило, в данный момент дорожают текущие
потребности или потребности, которые нельзя отменить: еда, вода,
электричество, коммуналка и т.д. – то есть то, что должно постоянно
циклично восполняться. В то время как идет сокращение персонала в
отраслях, откуда спрос ушел, цены растут на те товары и услуги, которые
отменить нельзя. При этом потребности в роскоши резко ставятся под
сомнения, а позже они совсем нивелируются. ДЕПРЕССИЯ. Тут человеку
надо немного – быть сытым, согретым и в безопасности. Кстати, именно на
эти потребности и рассчитан российский минимальный набор товаров и
услуг. Спрос в отраслях недвижимости, автомобильной промышленности,
бытовой техники полностью уничтожен, и большинство людей живут по
принципу: «ДОСТАТОЧНО ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, ГЛАВНОЕ – ВЕЧЕРОМ ПОЖРАТЬ». Мозг
человека функционирует именно в направлении своих животных инстинктов.
По мере развития циклов инфляция потихонечку съедает излишне созданный
банковским процентом капитал, приводя его в нормальное соотношение с
необходимым здесь и сейчас количеством товаров и услуг. ОЖИВЛЕНИЕ.
В данный период количество денег, товаров и услуг выходит на оптимально
допустимый уровень, и банки снова снижают процент по кредиту.
Работающий человек задумывается: «НАДО БЫ ТЕЛЕВИЗОР ПОМЕНЯТЬ...» - и
начинается постепенный подъем по лестнице потребностей. ПОДЪЕМ. Не
буду писать про подъем, потому что мы его недавно пережили. Одно могу
сказать: люди в эпоху подъема почему-то очень быстро забывают про 1000
рублей, просто так отданных на такси подвыпившему другу из своего
собственного благородства. Потом эта 1000 рублей преследует их голодный
желудок в эпоху депрессии перед прилавком супермаркета. Какова
мораль из того, что я написал? Исходя из теории циклов, оживления и
подъемы происходят в среднем с периодом в 20 лет (это одно поколение или
средний амортизационный износ объекта недвижимости), далее автомобиль –
амортизация пять лет, бытовая техника – три года, одежда – год-два.
Спад в экономике идет уже более 9 месяцев, спрос на новую одежду ничего
не изменит, а вот когда возникнут потребности обновить технику, тогда и
наступит стадия оживления. До покупки нового телевизора или компьютера
осталось совсем недолго... ТРИ ГОДА. Следовательно, через пару лет
уже начнут появляться первые лучики света в кризисном царстве.
Американцы и европейцы снижают процентные ставки, чтобы раздать свою
валюту как можно большему количеству капитала, а потом его частично
обанкротить. Вообще, вся суть финансового кризиса в том, чтобы
уничтожить лишние деньги, пока инфляция не рванула вверх и не уничтожила
власть имущих народными волнениями. Тем временем на свет появляется
новое население, которое будет желать быть одетыми, образованными, с
техникой, автомобилем и жильем, а это новый виток спроса и
экономического роста. Мы живем на стыке спада и депрессии, которая
продлится недолго. Можно было бы на этом закончить, но хочу
дописать кое-что про рынок – он реагирует на ситуацию на полгода-год
ранее!
|