Понедельник, 16.06.2025, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Международный проект СКОЛТ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Крах капитализма и наступление экономики знания.
Пишет plucer ([info]plucer)
@ 2009-07-20 13:08:00
Предыдущая 
запись  В избранное!  Share 
this!  Следующая 
запись
Метки данной записи:Искусство и власть, Капитал доверия, Философия власти, Экономика символов
А. Плуцер-Сарно. Крах капитализма и наступление экономики знания.
Знание - сила!




1. Информационный капитал.

В результате информационной «революции» ХХ в. человечество вступило в постиндустриальную эру. Как известно, главной ценностью этого нового общества уже сегодня является информация. И основным ресурсом бизнеса постепенно становится информационный капитал. По сути, основой нового информационного общества является знание как таковое. И, пожалуй, одним из ключевых признаков, отличающих информацию от знания, является неформализованность важнейших ресурсов знания.

Нельзя формализовать личный опыт выдающегося топ-менеджера, нельзя его опыт записать и легко передать другому руководителю. К знанию, таким образом, будут относится способности капитализировать нематериальные активы, создавать бренды, продуцировать новые технологии, накапливать практический и теоретический опыт корпоративного управления, создавать социальные ресурсы, изобретать сложные финансовые структуры и схемы, инициировать исследования в сфере бизнеса, влиять на рейтинги, индексы, котировки, интуитивно принимать правильные решения в сфере инвестиций, оценивать стоимость компаний в ситуации дефицита информации, избегать грядущих рисков и т.д. Все это - сфера информационной деятельности, так или иначе формирующая капитал знания, сфера, в которой формализованная информация не всегда спасительна, где нельзя принимать решения «по учебнику».

Конечно, понятие «знание» в таком широком смысле слова включает в себя как процессы потребления информации, так и последующие технологии ее хранения, а также механизмы производства новой уникальной информации. Но кроме формализованной информации знание включает в себя весь огромный опыт, накопленный цивилизацией, опыт, который невозможно «расписать по пунктам» и сделать общедоступным, опыт, в котором талант и интуиция играют важнейшую роль.

Таким образом, в центре внимания современного бизнеса оказываются самые разные формы капитала знания: от производства хай-тека до наращивания личного неформализуемого опыта успешного управления корпорациями, способностей к изобретению и построению управленческих и финансовых схем. И шире – главной ценностью нового общества становятся личный талант, интуиция и опыт носителя знания. Мудрость выдающихся топ-менеджеров и собственников крупнейших компаний оказали огромное влияние на всю мировую экономику ХХ в. Личность с ее знаниями и личностное время в XXI в. как ресурс снова выходят на первый план.

Однако общее понимание процессов развития постиндустриального общества в целом сопровождается недооценкой масштабов наступающих перемен в их частных проявлениях. А между тем наступает совершенно новая реальность, и недооценка ее экономических особенностей чревата для бизнеса значительными рисками.

На первое место по эффективности в бизнесе постепенно выходит интеллектуальный капитал. Это означает, что объединение интеллектуальных ресурсов нескольких ключевых бизнес-игроков приводит к резкому повышению стоимости компании. Объединение интеллектуальных капиталов, к примеру, выдающегося топ-менеджера, создателя высоких технологий, производителя финансовых схем и собственника нескольких эффективных брендов может привести к тому, что стоимость только что созданной ими компании сразу же может быть высоко оценена и быть перспективной в плане инвестиций. Причем стоимость создается прямо в момент заключения договоренности игроками подобного уровня. Реализация этой договоренности сразу же приводит к изменениям на рынке - автоматически кто-то утрачивает эти финансовые ресурсы. И этот «кто-то» явно недооценил значимость интеллектуальных капиталов, не рассчитал риски, связанные с дефицитом нематериальных активов. Ситуация естественного прироста капитала, когда никто ничего не теряет, скорее всего, означает лишь наличие инфляционных процессов. «Если под договоренность выделены, предположим, сто миллионов, то компании, против которых эта договоренность направлена, могут потерять эти деньги чуть ли не в следующую секунду». (Из частной беседы автора с Павлом Шило).

При этом нужно понимать, что интеллектуальный капитал, ресурс знаний имеет свойство непрерывно преобразовываться в общественное благо. Любое уникальное знание через определенный промежуток времени становиться общедоступным. К примеру, компьютер, в создание которого были вложены огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы, сегодня доступен каждому. «Знание сначала порождается как источник конкурентных преимуществ в новой экономике знания и позволяет осуществить перераспределение и прирост капитала, но затем автоматически преобразуется в общественное благо, становится доступным всем». (Из частной беседы автора с Геннадием Константиновым).

В момент, когда знание становятся доступно всем, оно утрачивает способность создавать и перераспределять капитал, но у него появляется способность поднимать уровень жизни всех членов общества. В обществе знания богатство будет очень быстро перераспределяться в общественное благо».

В обществе знания каждый его член получает все большую долю этого общественного блага, по сути, не вкладывая в его создание ничего. Такое знание деиндивидуализируется и «работает» само по себе, безотносительно поставщиков интеллектуального и финансового капитала.
Получатель ресурса знания будет пытаться капитализировать их. Но после многократных продаж знания оно становится собственностью целого множества людей. Тогда капитализация этого знания становится невозможной, оно перестает приносить конкурентные преимущества. Именно в момент наступления этой критической точки знание становится общественным благом.

Вопреки классической экономической теории один и тот же интеллектуальный товар можно продать множество раз, каждый раз получая за некие уникальные знания деньги. В этих новых условиях деньги перестают быть мерилом товарно-денежного обмена.

В таком обществе "старые" деньги умрут. Их функцию будет выполнять некий эквивалент времени, потраченного производителями знания и всеми участниками процесса капитализации знания. Другими словами, измениться не форма денег, а их содержание, значение.

Виртуализованные деньги будущего будут лишены материальной составляющей и в значительной степени станут индикатором личностного времени. Дорогой будет, предположим, некая уникальная технология, на изобретение которой был потрачен большой ресурс личностного времени и которая даст большое конкурентное преимущество для сотрудников корпорации, обладающих капиталом знания в иных сферах (финансовой. управленческой и т.д.) и стремящихся высвободить большой ресурс личностного времени.

Наступает царство безналичного расчета за ресурсы личностного времени. Конечно, деньги останутся платежным средством, средством обращения, средством сохранения стоимости, средством учета и просто счетной единицей. Но важнейшим объектом сохранения, учета, счета и платежа будут нематериальные символические товары, значимость которых уже сегодня выходит на первый план. Ведь уже сегодня эффективный бренд важнее земельного участка. Деньги же в своей наличной функции будут представлять собой хранилище временных ресурсов, высвобождающих личностное время, аккумулирующих возможности инвестиций знания и времени.

Деньги будущего станут прежде всего средством сохранения информации, они будут выполнять роль экономической памяти, сохраняя информацию о всех прошедших сделках, достигнутых уровнях цен, иных параметрах прошедших трансакций в сфере торговли ресурсами знания. Объектами этих трансакций будут интеллектуальные капиталы. Деньги станут хранителем информации о «перемещениях» и «трансформациях» знания, средством «учета» человеческого опыта, таланта, интуиции.

«Деньги материализуют временные траты, время - материализует денежные траты. Соответственно, деньги для их собственника могут служить эквивалентом личностного времени, средством его заполнения. Именно с помощью денег собственник заполняет свое свободное время, удовлетворяя различные свои желания. Но, как известно, желание не может быть удовлетворено. Пытаясь его удовлетворить с помощью денежных трат, собственник лишь формирует новые желания. Таким образом, человеческие фантазмы, желания формируются с помощью денег». (А. Генкин. А. Плуцер-Сарно. Функции денег в постиндустриальном мире // Корпоративное управление. №2(9). 2006. С. 8-9).

Деньги как множество платежных и покупательских средств, как материальных, так и нематериальных, служащих для обращения товаров и обеспечения всех видов человеческой деятельности, для формирования нематериальных активов и для структурирования человеческой личности, давно уже стали абстрактным символом ценностей, создающих брэнды, имиджи, капиталы доверия и уважения, формирующих человеческую личность, ее идентичность, статус и авторитет.

Время становится всеобщим мерилом. В процессе общения, в процессе траты своего личностного времени, мы генерируем объемы знаний, то есть что-то приобретаем. В обществе знания человека больше интересует не как потратить деньги, а с кем и как максимально эффективно потратить свое время, поскольку оно становится единственным ограниченным ресурсом. Получасовой беседы может хватить на то, чтобы договориться о создании новой компании, об объединении капиталов знания с выдающимися управленцами, т.е. на то, чтобы создать себе целое состояние.

Личные отношения в обществе будущего претерпят кардинальные трансформации. Только на основе личных отношений можно будет управлять корпорациями. Безличностные отношения станут во многих случаях неэффективными. Бюрократия с ее сегодняшними функциями в скором времени исчезнет за ненадобностью.

Разумеется, в таком контексте прежде всего стремительно возрастает роль нематериальных активов компаний. Очевидно, что компании, обладающие значительным удельным весом материальных активов, но недооценивающие роль нематериальных активов, на протяжении XXI в. постепенно уйдут в небытие при вхождении в зону стремительно растущих рисков. В успешных компаниях будущего стоимость нематериальных активов (интеллектуальных ресурсов, брендовых составляющих, хай-тека, управленческих ресурсов, капитала доверия, социальных ресурсов и др.), несомненно, будет превышать 90%. И ресурсы эти будут принадлежать тем сотрудникам или подразделениям корпорации, которые их производят. Интеллектуальный капитал – это неотъемлемая часть человека, который его производит, и сегодня этот капитал должен непрерывно обновляться, ведь знания постоянно устаревают. Именно поэтому статус поставщика знаний, будь то изобретатель новых технологий, теоретик или эксперт бизнеса, топ-менеджер или профессиональный директор, в XXI в. будет стремительно расти.

Уже сегодня профессиональный директор должен обладать исключительными интеллектуальными ресурсами, высокой интуицией и уникальным опытом. Собственники сегодня лишь поставляют финансовый капитал. Творческая же, предпринимательская деятельность ложится на плечи менеджера как поставщика уникальных знаний. Менеджер новой эпохи – это не просто управленец, это то, что раньше называлось «творческий работник».

Обладателю капитала знания в рамках общества знания будут делегированы огромные полномочия. Именно он, собственник капитала знания, будет находиться на вершине любой экономической системы, будь то управление транснациональной корпорацией или разработка новых технологий.
В обществе знания роль рынка труда будет предельно редуцирована. В экономике знания не будет места для старого индустриального рынка труда, где компании свободно выбирали себе сотрудников, где не было «незаменимых», где менеджера можно было легко уволить безо всяких рисков и потерь для компании. В сегодняшнем мире ситуация кардинальным образом изменилась. «Сегодня поставщик капитала знания (топ-менеджер, консультант, аудитор, директор) меньше нуждается в корпорации, нежели корпорация в нем. Сегодня интеллектуал выбирает себе корпорацию, а не корпорация интеллектуала. Теперь уже есть свободный рынок корпораций, и есть работники, которые на этом рынке выбирают себе соответствующую корпорацию. Эти изменения действительно носят кардинальный характер, потому что все это меняет понятие частной собственности». (Г. Константинов. Выступление на Форуме профессионалов корпоративного управления // Корпоративное управление. № 2 (9). 2006. С. 18-19).

Уже началась охота за самыми талантливыми и успешными менеджерами, программистами, изобретателями, дизайнерами и т.д. Вопросы, связанные с персоналом, с кадрами, уже сегодня оказались первостепенными. Один эффективный топ-менеджер может сделать преуспевающей целую компанию. Все это и есть первые признаки наступления новой эпохи. Поставщики знания уже сегодня стали абсолютно «незаменимыми».

Эра безудержного материального потребления заканчивается. Наступает эра информационного потребления. Нас ждет существенное изменение цен, глобальные трансформации в сфере денежных систем, в сфере товарного обмена. Сектор знаний в экономике будет стремительно увеличиваться, поскольку знания становятся главным товаром. Главным объектом товарообмена становится, как это ни парадоксально, сам человек, его свободное время, его способность мыслить. Деньги постепенно становятся эквивалентом личностного времени носителя знания. Существующие уже сейчас процессы производства, покупки и продажи знания, личностного времени носителя этого знания требуют иного восприятия экономической реальности. Старая экономика здесь уже не работает, поскольку знания как товар живут совершенно по иным законам, нежели товар традиционный.

Как известно, при продаже знаний их количество у производителя знаний не только не уменьшается, но и, наоборот, возрастает, поскольку при трансляции знания в сознании производителя знаний активизируются процессы его обновления. Делясь с подчиненными своим опытом и знаниями в ситуации реального управления корпорацией, выдающийся топ-менеджер не утрачивает знания, а, наоборот, приобретает новый опыт. В процессе управления, за которое он получает материально вознаграждение, этот топ-менеджер наращивает свой капитал знания, поднимает свой статус и укрепляет свой «бренд». Консультируя крупную компанию, эксперт приобретает опыт, актуализирует свои знания, даже несмотря на то, что компания-заказчик в данном случае формально приобретает его знания за определенную плату. Покупатель знания при этом приобретает прежде всего свободное время данного топ-менеджера или эксперта, поскольку знания топ-менеджера в значительной части неформализуемы, и потому их невозможно отделить от их носителя, человека, и приобрести в обезличенном виде.

Общество знания, таким образом, ждет обмен временными и информационными ресурсами, капиталами знания. И тут неизбежно стремительный рост цен на неформализуемые знания и свободное время их носителя, на те знания, умения и опыт, которые в принципе невозможно транслировать какими-либо иными способами помимо личного контакта с их носителем. Выдающийся топ-менеджер не может вне реальной ситуации управления научить кого-то быть топ-менеджером. Он может лишь продать свое свободное время компании. Но неформализуемые знания такого выдающегося топ-менеджера нужно покупать непрерывно. Их нельзя купить однократно с последующим делегированием этих знаний кому-то из сотрудников компании. Управлять корпорацией сможет только лично сам носитель опыта и знания.

2. Информационные инвестиции.

Общество будущего постепенно перестанет потреблять в огромных количествах беспрестанно обновляемые материальные блага. Наиболее престижными будут инвестиции в знания, человеческие, социальные ресурсы, информационную деятельность, высокие технологии и экологию. Успешной корпорации будущего нужны будут прежде всего выдающиеся сотрудники, управленцы, производители уникальной информации и технологий. На втором месте по степени важности будет стоять благоприятная социальная и экологическая среда в пространстве их деятельности, капитал доверия. Финансовые результаты деятельности станут производными от функционирования нематериальных активов и отодвинутся на второй план. Лишь тот, кто будет инвестировать финансовые ресурсы в капитал знания, будет преуспевать.

Бизнесменом движут самые разные желания, а не только страсть к наживе и выгоде. Сегодня есть много желающих вырубить леса, а древесину продать, получив миллиардные прибыли. Но завтра бизнесу будет выгодно инвестировать в экологию, посадив парк и назвав его своим именем. Подобные инвестиции снижают целый ряд рисков данного бизнеса, создавая ему прочное и успешное будущее.

Уже сегодня серьезный собственник действует не только исходя из желания получить финансовую выгоду, но и с целью заслужить уважение, доверие, поднять свой личный статус, стать выдающимся социальным деятелем, и шире – сформировать себя как выдающуюся личность. Его высокое общественное положение, конечно же, гарантирует ему стабильное финансовое будущее. Ведь только выдающаяся личность имеет доступ к уникальной информации, имеет возможность собрать вокруг себя великих топ-менеджеров, программистов, технологов, изобретателей. Именно вокруг таких бизнесменов, имеющих высокую профессиональную репутацию и общественное признание, будут формироваться основные центры по производству уникальных капиталов знания.

Все это уже сегодня становится необходимым условием успешности бизнеса. Понятие «роскошь» приобретет иное значение. Роскошь материальная сменяется роскошью обладания уникальными знаниями, то есть роскошью мудрости.

Тайичи Сакайя в своей книге «Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего» писал: «...товаром, которым мы обладаем в изобилии, является мудрость. Отсюда следует, что в складывающемся сегодня обществе наибольшее уважение будет вызывать образ жизни, сопровождающийся бросающимся в глаза потреблением мудрости (в ее самом широком понимании), а находить наилучший сбыт будет продукция, свидетельствующая о том, что ее покупатель – человек «умудренный». Я полагаю, что именно продукция, более чем что-либо иное подтверждающая доступность ее владельцу высших знаний, информации и мудрости, должна обладать тем, что я далее буду называть ценностью (или стоимостью), созданной знанием. Ныне мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знанием, и именно поэтому я называю этот этап обществом, базирующимся на ценностях, создаваемых знанием».

Переход от индустриального общества к обществу знания не будет безболезненным. Все общественные структуры, которые управляются нынешними элитами, владеющими огромными индустриальными ресурсами, будут всячески противоборствовать наступлению этого нового общества. Даже в тех сферах, где знание не является уникальным, где оно должно быть открытым, свободным и общедоступным, уже сегодня разгораются нешуточные страсти. Апологеты и собственники индустриального мира неизбежно будут противостоять новым веяниями эры знания, поскольку она неизбежно несет угрозу их финансовому благополучию. Но свободный рынок уникальной информации и личностного времени несомненно победит, заставив сильно потесниться старую бюрократию, будь то властные элиты или держатели стремительно устаревающих патентов, закрытого программного обеспечения и всех прочих информационных продуктов, обновление которых неизбежно. Ценностью будет считаться не патент на устаревающую технологию или продукцию, а свободное время человека, способного производить огромное множество подобных новых технологий и информационных продуктов, при этом стремительно обновляя их.

Как следствие, расцвет ожидает рынок образования и рынок знания, потому что стоимость будет создаваться знанием. Спрос на эту стоимость будет удовлетворяться уникальной продукцией, создаваемой носителями знания. Финансисты будут придумывать уникальные финансовые схемы, способные приносить большие доходы, дизайнеры будут создавать более конкурентоспособную продукцию, топ-менеджеры будут изобретать новые эффективные схемы управления корпорациями.
Уже сегодня цена продукции, выпускаемой под известными брендами на сотни процентов отличается от цены аналогичной продукции, выпускаемой под малоизвестными брендами. Нет ни малейшего сомнения в том, что ценность таких составляющих, как доверие, имидж, бренд, будет расти все быстрее. В обществе знания все сводится к мудрости покупателя, инвестирующего свои материальные ресурсы в свой собственный имидж, бренд, в свои собственные знания. Покупатель в обществе знания хочет быть мудрым. И он будет приобретать прежде всего знания. Его успех заложен в его стремлении к получению знаний и информационных ценностей. Даже приобретая простой предмет одежды или книгу, он будет приобщаться к мудрости лучших дизайнеров, экономистов и менеджеров.

В обществе знания сама стоимость будет создаваться знанием. Производитель, инвестирующий в знания, будет продавать продукцию по более высокой цене. В такой системе массовое производство огромных партий унифицированных товаров станет нерентабельным. Собственно, товар в индустриальном смысле этого слова уйдет в прошлое. Знание, используемое при создании этого индустриального товара, станет основным товарным продуктом в товарно-денежных отношениях.
Традиционный продукт останется, но его роль кардинально изменится. Он и его потребитель будут вытеснены на периферию успешного бизнеса. В центре наиболее успешной деятельности будет происходить исключительно обмен знаниями, где и будут аккумулированы основные финансовые ресурсы.

В обществе знания человечество неизбежно столкнется с конкуренцией знания. Здесь новые технологии, новые знания-товары, выпускаемые минимальными тиражами, будут сменять друг друга очень быстро. Идеальным товаром будет знание, созданное в одном экземпляре и проданное по высокой цене. В отличие от индустриальных товаров знание стремительно устаревает и дешевеет. Период устаревания знания может быть необычайно кратким и зависит прежде всего от производства нового знания.

Если интеллектуал, предположим, автор программного продукта, способен за несколько дней придумать более совершенный продукт, то предыдущая версия его программы через очень короткий промежуток времени не будет стоить ничего. Если автор сложной финансовой схемы, приносящей компании доход и оптимизирующей налоги, способен придумать еще более изощренную финансовую схему, то ее предыдущая версия не будет иметь никакой рыночной стоимости. Да и сами понятия спроса, предложения, рыночной стоимости в тех случаях, когда знание неформализуемо, вообще утрачивают свой традиционный индустриальный смысл.

Устаревание товаров будет зависеть исключительно от устаревания знаний. Огромную роль здесь будет играть мода на знания. Как только в России в моду войдут знания в сфере экологии (а это произойдет очень скоро, поскольку именно в этой сфере таятся взрывные риски современного бизнеса), так сразу знания в этой области вырастут в цене в сотни раз. И ученые-экологи, от которых сегодня российский бизнес отмахивается, как от назойливых мух, завтра будут получать высокие гонорары, поскольку именно им предстоит решать экологические проблемы, которых уже накопилось больше, чем может выдержать бюджет компаний, долгое время не инвестирующих в экологию.

Такие компании имеют огромное поле вполне предсказуемых рисков, которые значительно превышают по своей разрушительной силе все запасы прочности их репутации, брендовых составляющих и финансовых возможностей в случае экологических катастроф или изменения законодательных требований в этой сфере. Для таких собственников изношенное оборудование основного производства, например, станки, часто воспринимается как серьезная проблема, чреватая рисками банкротства. А радикальное загрязнение окружающей среды осознается как нечто второстепенное, не грозящее компании серьезными неприятностями. Экология для них – это лишь некая информация, расположенная за пределами индустриального производства. Однако завтра компании, инвестирующие миллиарды, к примеру, в проекты по прокладке трубопроводов по берегам озер, столкнутся с закрытием этих проектов и потерей всех своих инвестиций. Причиной закрытия таких проектов может стать небольшое изменение в законодательстве и смена нескольких выборных чиновников. А законодательные и кадровые перемены – это, конечно же, изменения чисто информационные, а не «индустриальные».

Знание формирует будущее. Конечно, созданная знанием стоимость предельно неустойчива, подвержена флуктуациям, то есть является величиной переменной. Стоимость может поддерживаться только постоянным обновлением знания. Уже сегодня успешная торговля автомобилями требует регулярного обновления дизайна. Выдающиеся дизайнеры, идеологи, маркетологи и технологи – основа успешной деятельности любой автомобильной компании. Они – творцы созданной знанием стоимости. Это постоянное обновление – и есть движение к успешному будущему.

С помощью привлечения к работе одного-единственного гениального дизайнера никому не известные ранее фирмы по производству одежды добиваются огромного успеха, выходя на ведущие позиции в мире. Стоимость, которую создает этот дизайнер, носит индивидуальный характер в силу своего происхождения, а стало быть, в обществе знания мы имеем дело с объединением труда и средств производства. Эта система в некоторых деталях возвращает нас к средневековой практике, когда земледелец сам пахал, сам сеял, сам собирал урожай, сам отвозил в город и сам продавал. Эта система нейтрализует марксовы антагонизмы, в которых средства производства отчуждены от пролетариата. Новым орудием пролетариата умственного труда в обществе знания станет мозг, отчуждение которого в принципе невозможно.

В обществе знания, как заметил Тайичи Сакайя, «сам человек становится главным средством производства». Конечно, это несколько упрощенная формулировка. Точнее было бы сказать, что средством производства становится его мышление, а условием производства – наличие свободного времени. В данном случае мышление заменяет плуг, а свободное время – поле. Таким образом, питательной средой знания оказывается личностное время.

Исходя из сказанного, становится совершенно очевидным, что окончательное торжество общества знания, которое можно ожидать в течение ближайших лет, приведет к грандиозным экономическим последствиям. Кардинальным образом изменится вся социальная система. Эти изменения уже можно наблюдать в экономике Японии, Соединенных Штатов и объединенной Европы.

В этом смысле советская социалистическая система закончила свое существование вовсе не в силу своего несовершенства, слабости или идеологической несостоятельности, а просто потому, что начался переход от индустриального общества к обществу знания, который потребовал полного освобождения временных и интеллектуальных ресурсов личности.

Тут не работает теория трудовой стоимости, не работает теория общественной полезности Вальраса, расходы производителя не влияют на стоимость, здесь сама цена зачастую формирует покупательский интерес и спрос. Здесь возможны случаи, когда кардинальное повышение цены может поднять спрос, а понижение – его уничтожить. Такая ситуация уже давно является общим местом на рынках символических ценностей, например, на арт-рынках, где идет торговля единичными товарами. Достаточно знаменитому художнику снизить цены на свои картины, как коллекционеры и особенно дилеры, рассчитывавшие на рост цен на его продукцию, могут попытаться избавиться от картин этого художника по невысоким ценам. За этим следует разрушение бренда художника.

Цена здесь слабо связана со спросом и предложением. Астрономические цены на картины Пикассо держатся исключительно на доверии коллекционеров к этому имени как бренду и на самом факте невозможности воспроизвести этот товар. Роль конкуренции здесь, понятное дело, весьма специфическая.
Понятие альтернативной продукции здесь тоже трансформировано. Невероятно важна роль рекламы и пиара; престиж и общественное мнение решают все.

В обществе знания любая продукция будет носить индивидуальный характер, все рынки будут формироваться по подобию артрынка, где каждое предложение уникально, где у каждого товара есть автор. Значительные трансформации будет претерпевать система межкорпоративной конкуренции. Кардинальным образом изменится менеджмент. Собственно говоря, само рождение корпоративного управления, рождение профессионального независимого директора - и есть новый принцип руководства компаниями. Компании, не инвестирующие в корпоративное управление, не смогут выжить в рамках общества знания.

И естественно, что главными фигурами будущего общества знания станут производители новой информации и носители уникального знания. В таком контексте снова актуальными станут такие понятия, как честность, доверие и этика. Высокие компенсации за свой труд будут получать только те топ-менеджеры, которые обладают безукоризненной репутацией как носители высшего знания. И для такого лидера общественные интересы, авторитет компании, ее бренд, экологическая этика и тому подобные составляющие будут превыше интересов компании, текущих интересов акционеров, вопросов выгоды. Лишь компания, обладающая высокой общественной репутацией, будет демонстрировать высокие показатели роста.

Сегодня это звучит парадоксально, но корпорации больше не могут управляться во благо их собственников, которые попросту уничтожают цивилизацию. Они будут управляться во благо общественных интересов, во благо местного сообщества. Как сказал в интервью мне Боб Трикер, «...представление о корпорации, которое родилось в XIX в. и считало главным руководящие функции собственников, умерло. Стало окончательно непонятным, кто же должен обладать «властью» в корпорациях. В реальности вся власть сосредоточена в руках совета директоров, и с этим, видимо, придется смириться. Ключевым становится другой вопрос: кому должно быть делегировано право назначать самих директоров? Это могут быть внешние «независимые», или, лучше сказать – неисполнительные директора. Но очень вероятно, что они будут действовать в интересах исполнительных директоров, с которыми им приходится каждодневно работать. Автоматически возникает вопрос, кто же будет назначать этих самых неисполнительных директоров. Это может быть комитет из акционеров, но тогда непонятно, как его избирать. Проблема в том, что незаинтересованных сторон здесь попросту нет. Как говорится, кто будет сторожить самих сторожей? Выхода из этого сложного положения пока нет. Остается ждать следующего переворота в сфере корпоративного управления, очередной управленческой «революции»...».

Ну, что же, значит, ждем бизнес-революции. Когда комапниями будут управлять некие незаинтересованные стороны, например, внешние «общественные советы», формируемые на основе местного самоуправления. И войдут в эти советы самые уважаемые члены общества, обладающие огромными капиталами доверия и знания.

Торонто, Школа бизнеса им. Шулиха, 12 июля 2006 г.
Категория: Разное | Добавил: Интеграл (03.05.2010)
Просмотров: 4615 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz