Взаимосвязь категорий потенциала труда по организационным уровням Рис. 1 И — интеллектуальный потенциал; К — кадровый потенциал; Т — трудовой потенциал; Ч — человеческий потенциал; О — образовательный потенциал; Тв — творческий потенциал Таким
образом, ключевым ресурсом перехода на новый уровень качества
управления является формирующаяся новая социальная группа, ценность
которой заключается в умении использовать интеллект, опираться на
знания, а не на мускульную силу, то есть «когнитариат». Образовательный
и творческий потенциал по мере перехода от персонального к мировому
уровню трансформируются в образовательные и инновационные пространства
соответствующего уровня. Если согласиться с возможностью представления
капитала бизнеса состоящим из физического, финансового и
интеллектуального капиталов, то исходя из современных тенденций
приоритеты в системе управления сместятся в пользу работы с персоналом
по поиску новых идей и наращиванию уникальных интеллектуальных
преимуществ фирмы перед конкурентами. Современный
менеджмент опирается на концептуальные знания, а менеджеру необходимо
владеть методологией и методическими приемами исследовательской работы,
поскольку постоянным атрибутом принятия решений является риск: это
требует проявлять способность к самоорганизации и комбинации всех видов
ресурсов. При этом необходимость междисциплинарного подхода к решению
интеллектуальных задач практической значимости ставит задачу
формирования непротиворечивой системы знаний специалиста, в которой
разные науки приведены к общей (внешней) мере. Когнитивная модель формирования Карты (системы) знаний по дисциплине «Менеджмент знаний» Таблица Формированию
индивидуальной системы знаний и ее самостоятельному использованию
способствует поиск и систематизация сведений по дисциплине «Менеджмент
знаний» в ходе разработки студентами Карты знаний по этой дисциплине,
когнитивная модель построения которой приведена в таблице.
Используя эвристический потенциал понятия «Карта знаний», при освоении
программы дисциплины «Менеджмент знаний» студентам Университета «Дубна»
было предложено выполнить своеобразную исследовательскую программу. В
основу такой программы должна быть положена сформулированная ее
разработчиком идея, которая включает в себя представление о
характеристике объекта изучения и о том подходе, с помощью которого
можно достичь описания объекта. На рис. 2 приведена Карта знаний по дисциплине «Менеджмент знаний», разработанная студенткой 3-го курса Еленой Роменковой.
Идею построения Карты знаний по дисциплине она представила следующим
образом: «Карта построена в виде определенного цикла извлечения и
преобразования знаний из информации. Последовательно
представлены этапы управления знаниями: от первого (получение знаний)
до последнего (создание новых знаний). Данный цикл повторяется
неограниченное число раз, так как постоянно поступает новая информация,
а в процессе управления знаниями происходит создание нового знания. В
результате создаются инновации, которые могут стать важнейшими
конкурентными преимуществами при их использовании организациями».
Очевидно, что любая идея не возникает на пустом месте, она как бы
«втягивает» знания в новую систему, связывает их воедино. Таким
образом, самостоятельное построение индивидуальной Карты знаний по
дисциплине «Менеджмент знаний» (от формулирования идеи — гипотезы до ее
реализации), по нашему мнению, можно отнести к учебному варианту
«специального научного обеспечения устойчивого развития человечества». Литература 1. Иншаков О. В. Теория факторов производства в контексте экономики развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 2. Феофанова М. Р. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы. М.: «Наука», 2001. С. 17. 3. Экономика и управление в зарубежных странах // Информационный бюллетень № 5. М.: ИНИОН, 2001. С. 30. 4. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2005.
5. Точеная Т. И. Креативное мышление и управленческие новации //
Неуемная Россия: в 2 тт. М. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С.
319!325. 6. Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник АН СССР. М.: «Наука», 1987.
7. Кузнецов О. Л., Кузнецов П. Т., Большаков Б. Е. Система природа —
общество — человек: устойчивое развитие. М. — Дубна: «Ноосфера», 2000.
С. 309. Карта знаний Рис. 2
|