Четверг, 28.11.2024, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Международный проект СКОЛТ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Наука и религия

Чудо на горе Кармель
А ведь как свежи в нашей памяти «сильные» утверждения советской идеологии вроде того, что «наукой давно уже доказано, что бога нет». То есть,

предполагалось, что боженька на облаке сидит и опиум народным массам раздает. А теперь, мол, космонавты поднялись выше облака и боженьку не увидели. Получается, науке приписывалась способность отрицать или признавать Б-га! Не многовато ли? Сама наука превращалась в идолище поганое, в предмет поклонения...
     21 век выдвинул новый имидж ученого. Верующего ученого. Представьте себе ученого-баптиста или ученого-буддиста. Не представляется. А еврейский верующий ученый – да, такая амфибия совершенно реально существует. Значит, вечные дуэлянты, наука и религия, по сути своей не должны друг другу мешать, они развиваются в разных плоскостях и сталкиваться не могут и не должны, коль скоро эта наука истинная и эта религия истинная. Это еще одно открытие, которые придвигает нас вплотную к Эре Мошиаха.
     А как же обезьяны, а как же динозавры, скажете вы. В ответах Любавичского Ребе шлита в книге «Вера и наука» подробно освещены эти вопросы. Но сейчас мы поговорим с одним из ученых, посвятивших себя изучению эволюции на молекулярном уровне.
    
    

ЛИЧНОСТЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

    
    Из личного досье молодого ученого: зовут Захария Френкель, родился в 1976 г. в Петербурге, окончил престижную физико-математическую школу, участвовал и побеждал в ряде столичных и питерских олимпиад по физике и биологии. Будучи студентом Петербургского Государственного Политехнического Университета, удостоился (неоднократно) премии Сороса, стал аспирантом, защитился и написал с десяток работ в области математического моделирования клеточных процессов формирования белковых структур и классификации протеиновых последовательностей.
     С 2003 года занимается исследовательской работой в Институте Эволюции, г. Хайфа, Израиль.
     - Скажите, Захария, как вы заинтересовались Торой и заповедями?
     - Где-то на пятом курсе университета я начал знакомиться с еврейством. До этого многие пытались пробудить во мне интерес к Торе и исполнению заповедей, но тщетно.


     - Можете ли рассказать поэтапно, как все происходило?
     - Я получил приглашение от известного раввина и рок-музыканта Тувьи Болтона провести летом месяц в Израиле по программе для молодежи, и мои родители очень одобрили эту идею, поскольку поездка была полностью бесплатная. Мне, честно говоря, не очень хотелось ехать в этот религиозный Кфар-ХАБАД, но меня уговорили. И вот я увидел Израиль и хабадскую деревню. Столько евреев вместе! И для всех Тора – закон. Это было поразительно. Пребывание в Кфар-ХАБАДе произвело на меня сильное впечатление, которое не изгладилось, а послужило основой для дальнейшего продвижения. Шмуэль Соминский и Хаим Толочинский стали моими первыми питерскими учителями. Я попал на организованный Шаббат, который вели супруги Сегаль (читатель знаком с ними по статьям в нашем журнале), и у меня оказалось много общего с Давидом, который отождествлял в одном лице науку и религию, будучи сам по образованию физиком. Я начал учебу в вечерней, затем в дневной иешиве Петербурга.
     - Повлияло ли изучение Торы на вашу исследовательскую работу?
     - Да, конечно, изучение Торы раскрепощает вообще разум человека, в значительной мере обостряет логическое мышление и тренирует память, и, очевидно, это как раз те качества, которые необходимы для успеха в исследовательской работе.
     - Уделяете ли вы и сейчас, по окончании иешивы, время изучению Торы?
     - Да, я стараюсь. Четыре часа в день уделяю изучению Торы под руководством наставника, половину этого времени отдаю Талмуду, а половину – хасидизму.
     - У вас есть семья?
     - Есть. Моя жена Фрида из того же города, что и я. Нам поставили хупу еще в Питере, теперь у нас, слава Б-гу, трое детей.
     - Замечательно. Но ведь быть хабадником – это значит также работать с людьми, поднимать свое окружение до уровня восприятия Всевышнего. Вы занимаетесь и такой работой?
     - Да, конечно. Мы открыли в Хайфе на улице Арлозоров, 7, Бейт-ХАБАД для русскоязычных, руководит им Шауль Бурштейн, активисты – Давид Забродский, мой коллега по Институту Эволюции, а также мой брат и опять таки коллега, Зеев Вульф, «морской волк» Михоэль Лошак и еще много замечательных евреев. Мы устраиваем вечера в канун субботы, трапезы, уроки, семинары, привлекаем хайфскую молодежь, тесно сотрудничаем с М.О.Р.Е.



     - Да, можно себе представить, что вы проводите эти вечера достаточно интересно, и особенно это должно притягивать пытливых интеллектуалов. И наверняка вам уже не раз задавали тот вопрос, который собираюсь задать я. Как сочетается теория эволюции с идеей Сотворения мира?
     - Она не то чтобы сочетается, но она не противоречит той картине мира, которую дает Тора. На мой взгляд, между Торой и наукой вообще никаких противоречий нет. Задача науки – изучение закономерностей сотворенного мира, а религия говорит о причине сотворения, о цели его, о службе человека Творцу.
     - Но ведь наука также доискивается первопричины и строит свои теории?
     - Что ж, это не более чем модели, попытки разобраться, каким образом на земле возникла жизнь, как развивалась и достигла нынешнего состояния. Некоторые называют изначальную материю первичным бульоном, но не пытаются (а может, и стесняются) спросить самих себя, кто же, вообще-то, этот «бульон» сварил. Но с того момента, когда уже есть частицы материи, исследовать закономерности развития ее мы можем рука об руку, религиозные люди и светские, нет никакого конфликта, когда ведется просто добросовестная обработка данных и дальнейший творческий поиск.
     - Вы ведете обработку экспериментальных данных, полученных в других лабораториях?
     - Да, мы пытаемся установить закономерности и спроецировать их на воображаемые ситуации, используя данные, которые берем с помощью компьютера из мирового банка научных данных. Коль скоро нам удается найти подтверждение определенной теории, открытие может принести пользу также и на практике.



     - В чем же заключается теория, которую вы хотите доказать?
     - В основе ее лежит гипотеза о том, что все существующие белки возникли путем объединения некоторого небольшого количества изначальных структурно и функционально независимых элементов, обладающих стандартным размером порядка 30 аминокислот и петлеобразным строением. Несмотря на то, что многочисленные мутации исказили этих родоначальников до неузнаваемости, путем разных хитростей их все же можно определить, и затем полученную информацию можно использовать в различных прикладных и научных целях.
     - Удается ли ученому найти, что называется, Б-га и в пробирке?
     - Мне пока не удавалось. Но ведь слово «природа» по гиматрии равняется слову «Элоким», или Всесильный, так что исследование закономерностей природы должно вестись с пониманием того, что за природой стоит Б-г, Создатель. Я также приведу такой пример: 24 молекулы ДНК (их больше, но разных – именно столько) напоминают мне о 24 книгах ТАНАХа.
     - Интересны ли вам параллели, проводимые между сверхъестественными явлениями, которые выдвигает в качестве реалий иудаизм, и реалиями научными? Например, клонирование как реализация идеи воскрешения
    мертвых.
     - Все зависит от конкретного случая. Когда Тора напрямую заявляет о чем-то, что это чудо, то поиск научного объяснения будет скорее поиском противоречия, а не согласования с Торой. Как, например, с воскрешением мертвых. К тому же для клонирования нужна живая клетка. Воскрешение мертвых произойдет без наличия каких бы то ни было живых клеток.
     - Вечная жизнь, которую пытаются представить себе ученые, может наступить путем выращивания нового организма из живой клетки старого и пересадки мозга в это новое тело; может ли это служить объяснением слов пророков о вечной жизни, которой мы удостоимся с приходом Мошиаха?
     -Всевышний обеспечит обещанную Вечную Жизнь тем способом, которым сочтет нужным. Очень соблазнительно порой подвести под утверждения Торы или мудрецов теоретическую базу, но нуждаются ли слова Торы в такой подпорке?
     - Справедливо. А как насчет веры в Мошиаха?
     - Мой хабадский наставник, до недавнего времени занимавший пост главы раввинского суда Хайфы рав Гедалья Аксельрод, говорит, что это вопрос не веры, а понимания и логики. Поэтому эту тему мы не стесняемся обсуждать и с нашими коллегами-профессорами. О том, что Ребе – Мошиах, написано у нас прямо на ермолках!
    - Вы тоже мечтаете стать раввином, как рав Аксельрод?
    - У каждого человека свой путь в служении Творцу. Разумеется, я мечтаю обладать такими же познаниями в Торе, как и он, но каждый вынужден двигаться в своем темпе, в соответствии со способностями и внешними факторами. Может, и удастся его догнать в каких-нибудь отдельных аспектах.
     - Успешной вам эволюции...
     - Во-во. И чтобы поменьше петель и вредных мутаций...
     Ну, что ж, предоставим Захарии Френкелю двигать науку вперед и при этом открывать Б-жественное в законах природы, заниматься протеиновой экзотикой, склонившись над причудливым клеточным узором, и бросим прощальный взгляд на гору Кармель, где пророк Элияу поверг в прах всех воинствующих идолопоклонников.
    
    Интервью провела Эстер Кей

    

Категория: Наука и религия | Добавил: Интеграл (14.08.2010)
Просмотров: 631 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz