А ведь как свежи в нашей памяти «сильные» утверждения советской
идеологии вроде того, что «наукой давно уже доказано, что бога нет». То
есть,
предполагалось, что боженька на облаке сидит и опиум
народным массам раздает. А теперь, мол, космонавты поднялись выше облака
и боженьку не увидели. Получается, науке приписывалась способность
отрицать или признавать Б-га! Не многовато ли? Сама наука превращалась в
идолище поганое, в предмет поклонения... 21 век выдвинул
новый имидж ученого. Верующего ученого. Представьте себе
ученого-баптиста или ученого-буддиста. Не представляется. А еврейский
верующий ученый – да, такая амфибия совершенно реально существует.
Значит, вечные дуэлянты, наука и религия, по сути своей не должны друг
другу мешать, они развиваются в разных плоскостях и сталкиваться не
могут и не должны, коль скоро эта наука истинная и эта религия истинная.
Это еще одно открытие, которые придвигает нас вплотную к Эре Мошиаха. А как же обезьяны, а как же динозавры, скажете вы. В ответах Любавичского Ребе шлита
в книге «Вера и наука» подробно освещены эти вопросы. Но сейчас мы
поговорим с одним из ученых, посвятивших себя изучению эволюции на
молекулярном уровне. ЛИЧНОСТЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ Из
личного досье молодого ученого: зовут Захария Френкель, родился в 1976
г. в Петербурге, окончил престижную физико-математическую школу,
участвовал и побеждал в ряде столичных и питерских олимпиад по физике и
биологии. Будучи студентом Петербургского Государственного
Политехнического Университета, удостоился (неоднократно) премии Сороса,
стал аспирантом, защитился и написал с десяток работ в области
математического моделирования клеточных процессов формирования белковых
структур и классификации протеиновых последовательностей. С 2003 года занимается исследовательской работой в Институте Эволюции, г. Хайфа, Израиль. - Скажите, Захария, как вы заинтересовались Торой и заповедями?
- Где-то на пятом курсе университета я начал знакомиться с
еврейством. До этого многие пытались пробудить во мне интерес к Торе и
исполнению заповедей, но тщетно.
- Можете ли рассказать поэтапно, как все происходило?
- Я получил приглашение от известного раввина и рок-музыканта
Тувьи Болтона провести летом месяц в Израиле по программе для молодежи, и
мои родители очень одобрили эту идею, поскольку поездка была полностью
бесплатная. Мне, честно говоря, не очень хотелось ехать в этот
религиозный Кфар-ХАБАД, но меня уговорили. И вот я увидел Израиль и
хабадскую деревню. Столько евреев вместе! И для всех Тора – закон. Это
было поразительно. Пребывание в Кфар-ХАБАДе произвело на меня сильное
впечатление, которое не изгладилось, а послужило основой для дальнейшего
продвижения. Шмуэль Соминский и Хаим Толочинский стали моими первыми
питерскими учителями. Я попал на организованный Шаббат, который вели
супруги Сегаль (читатель знаком с ними по статьям в нашем журнале), и у
меня оказалось много общего с Давидом, который отождествлял в одном лице
науку и религию, будучи сам по образованию физиком. Я начал учебу в
вечерней, затем в дневной иешиве Петербурга. - Повлияло ли изучение Торы на вашу исследовательскую работу?
- Да, конечно, изучение Торы раскрепощает вообще разум человека, в
значительной мере обостряет логическое мышление и тренирует память, и,
очевидно, это как раз те качества, которые необходимы для успеха в
исследовательской работе. - Уделяете ли вы и сейчас, по окончании иешивы, время изучению Торы?
- Да, я стараюсь. Четыре часа в день уделяю изучению Торы под
руководством наставника, половину этого времени отдаю Талмуду, а
половину – хасидизму. - У вас есть семья? -
Есть. Моя жена Фрида из того же города, что и я. Нам поставили хупу еще в
Питере, теперь у нас, слава Б-гу, трое детей. -
Замечательно. Но ведь быть хабадником – это значит также работать с
людьми, поднимать свое окружение до уровня восприятия Всевышнего. Вы
занимаетесь и такой работой? - Да, конечно. Мы открыли в
Хайфе на улице Арлозоров, 7, Бейт-ХАБАД для русскоязычных, руководит им
Шауль Бурштейн, активисты – Давид Забродский, мой коллега по Институту
Эволюции, а также мой брат и опять таки коллега, Зеев Вульф, «морской
волк» Михоэль Лошак и еще много замечательных евреев. Мы устраиваем
вечера в канун субботы, трапезы, уроки, семинары, привлекаем хайфскую
молодежь, тесно сотрудничаем с М.О.Р.Е.
- Да, можно себе представить, что вы
проводите эти вечера достаточно интересно, и особенно это должно
притягивать пытливых интеллектуалов. И наверняка вам уже не раз задавали
тот вопрос, который собираюсь задать я. Как сочетается теория эволюции с
идеей Сотворения мира? - Она не то чтобы сочетается, но она
не противоречит той картине мира, которую дает Тора. На мой взгляд,
между Торой и наукой вообще никаких противоречий нет. Задача науки –
изучение закономерностей сотворенного мира, а религия говорит о причине
сотворения, о цели его, о службе человека Творцу. - Но ведь наука также доискивается первопричины и строит свои теории?
- Что ж, это не более чем модели, попытки разобраться, каким
образом на земле возникла жизнь, как развивалась и достигла нынешнего
состояния. Некоторые называют изначальную материю первичным бульоном, но
не пытаются (а может, и стесняются) спросить самих себя, кто же,
вообще-то, этот «бульон» сварил. Но с того момента, когда уже есть
частицы материи, исследовать закономерности развития ее мы можем рука об
руку, религиозные люди и светские, нет никакого конфликта, когда
ведется просто добросовестная обработка данных и дальнейший творческий
поиск. - Вы ведете обработку экспериментальных данных, полученных в других лабораториях?
- Да, мы пытаемся установить закономерности и спроецировать их на
воображаемые ситуации, используя данные, которые берем с помощью
компьютера из мирового банка научных данных. Коль скоро нам удается
найти подтверждение определенной теории, открытие может принести пользу
также и на практике.
- В чем же заключается теория, которую вы хотите доказать?
- В основе ее лежит гипотеза о том, что все существующие белки
возникли путем объединения некоторого небольшого количества изначальных
структурно и функционально независимых элементов, обладающих стандартным
размером порядка 30 аминокислот и петлеобразным строением. Несмотря на
то, что многочисленные мутации исказили этих родоначальников до
неузнаваемости, путем разных хитростей их все же можно определить, и
затем полученную информацию можно использовать в различных прикладных и
научных целях. - Удается ли ученому найти, что называется, Б-га и в пробирке?
- Мне пока не удавалось. Но ведь слово «природа» по гиматрии
равняется слову «Элоким», или Всесильный, так что исследование
закономерностей природы должно вестись с пониманием того, что за
природой стоит Б-г, Создатель. Я также приведу такой пример: 24 молекулы
ДНК (их больше, но разных – именно столько) напоминают мне о 24 книгах
ТАНАХа. - Интересны ли вам параллели, проводимые между
сверхъестественными явлениями, которые выдвигает в качестве реалий
иудаизм, и реалиями научными? Например, клонирование как реализация идеи
воскрешения мертвых. - Все зависит от конкретного
случая. Когда Тора напрямую заявляет о чем-то, что это чудо, то поиск
научного объяснения будет скорее поиском противоречия, а не
согласования с Торой. Как, например, с воскрешением мертвых. К тому же
для клонирования нужна живая клетка. Воскрешение мертвых произойдет без
наличия каких бы то ни было живых клеток. - Вечная жизнь,
которую пытаются представить себе ученые, может наступить путем
выращивания нового организма из живой клетки старого и пересадки мозга в
это новое тело; может ли это служить объяснением слов пророков о вечной
жизни, которой мы удостоимся с приходом Мошиаха? -Всевышний
обеспечит обещанную Вечную Жизнь тем способом, которым сочтет нужным.
Очень соблазнительно порой подвести под утверждения Торы или мудрецов
теоретическую базу, но нуждаются ли слова Торы в такой подпорке? - Справедливо. А как насчет веры в Мошиаха?
- Мой хабадский наставник, до недавнего времени занимавший пост главы
раввинского суда Хайфы рав Гедалья Аксельрод, говорит, что это вопрос не
веры, а понимания и логики. Поэтому эту тему мы не стесняемся обсуждать
и с нашими коллегами-профессорами. О том, что Ребе – Мошиах, написано у
нас прямо на ермолках! - Вы тоже мечтаете стать раввином, как рав Аксельрод? -
У каждого человека свой путь в служении Творцу. Разумеется, я мечтаю
обладать такими же познаниями в Торе, как и он, но каждый вынужден
двигаться в своем темпе, в соответствии со способностями и внешними
факторами. Может, и удастся его догнать в каких-нибудь отдельных
аспектах. - Успешной вам эволюции... - Во-во. И чтобы поменьше петель и вредных мутаций...
Ну, что ж, предоставим Захарии Френкелю двигать науку вперед и при этом
открывать Б-жественное в законах природы, заниматься протеиновой
экзотикой, склонившись над причудливым клеточным узором, и бросим
прощальный взгляд на гору Кармель, где пророк Элияу поверг в прах всех
воинствующих идолопоклонников. Интервью провела Эстер Кей
|