"Персонализация
всего и вся" - одна из основных тенденций технического прогресса
последних столетий и яркая примета нашего времени. Такое мнение выразил
на состоявшейся в американском городе Сан-Хосе конференции по развитию
социальных сетей один из "отцов-основателей" интернета, "главный
интернет-евангелист" и вице-президент компании Google Винтон Серф.
Современные технологии способны сделать
любого человека хоть "издателем", хоть "вещателем", причем потенциально с
многомиллионной аудиторией, пояснял он тоном, не оставляющим сомнений в
том, что в его глазах это безусловное благо. Но другие участники
конференции считают, что у этого процесса есть и оборотная сторона.
Серф рассказывал, как в 1973 году они с
Робертом Каном разработали первые протоколы для пакетированной передачи
цифровой информации и как 1 января 1983 г "был включен Интернет, каким
вы его знаете". Сейчас, по его словам, глобальная паутина состоит из
"примерно 400 тыс взаимосвязанных сетей", которыми пользуются в общей
сложности около 2,3 млрд человек по всему миру.
Соответственно "евангелист" считает, что
ему необходимо "обратить" в свою компьютерную веру еще приблизительно
4,5 млрд землян. На его взгляд, это вполне можно сделать "до конца
текущего десятилетия", поскольку в последние 12 лет рост глобальной сети
составлял примерно по 15,5% в год. А на заре своего существования она
вообще ежегодно удваивалась.
По оценкам Серфа, сейчас в постоянном
доступе в сети находятся по меньшей мере 900 млн компьютеров и
"облачных" систем с фиксированными адресами. Кроме того, имеется,
"наверное, вдвое больше" машин, "эпизодически подключающихся к сети",
включая персональные компьютеры, мобильные телефоны, планшетники и т п.
Изначально интернет был рассчитан
примерно на 4,3 млрд адресов. Однако, в феврале нынешнего года этот
запас был исчерпан, и буквально в день выступления Серфа началась
постоянная эксплуатация нового протокола, позволяющего создать до 340
триллионов триллионов триллионов адресов.
Система приема-передачи оцифрованной
информации изначально не предназначалась ни для чего конкретно, и именно
поэтому ее удалось приспособить для решения практически безграничного
круга задач, заявил специалист. И привел целый ряд примеров - от
электронного книгоиздания до автомашин без водителя, созданных компанией
Google и безаварийно проехавших уже 400 тыс миль; от "искусственного
разума", позволяющего, например, делать довольно качественные переводы с
языка на язык, до радиоуправляемых электролампочек и компьютеризованных
досок для серфинга. В перспективе Серф, большой ценитель и знаток вина,
мечтает оснастить индивидуальным датчиком каждую бутылку в своем
погребе, и научить машину точно распознавать винные этикетки.
По составу участников конференция была
ориентирована в основном на вопросы безопасности. И в этой сфере примеры
приводились не менее яркие: скажем, "умные" мобильники со встроенной
программой банковских расчетов, оказавшейся на поверку делом рук
мошенников. Или целый огромный блистающий огнями "фирменный" магазин
Apple, о котором сама эта компания не имела понятия, поскольку он был
построен и управлялся китайской мафией.
Террористы и экстремисты тоже пользуются
новейшими информационными технологиями. Самый чудовищный пример из
обсуждавшихся на форуме - атака 2008 года на индийский Мумбаи, когда
"два десятка человек поставили на колени 20-миллионный город". У
боевиков имелся свой оперативный центр, куда в режиме реального времени
стекалась информация из всех открытых источников, включая и сетевые.
После просмотра этой и другой подобной
хроники один из американских экспертов-"силовиков" в сердцах сказал о
сетевых компаниях: "Они, видите ли, развивают бизнес, а нам потом вот
такие вещи расхлебывать". Но представители Facebook и Twitter на
конференции говорили, что не могут и не станут ограничивать "свободу
слова" своих клиентов за исключением случаев очевидного нарушения
закона. Сами военные в США считают, что пытаться обуздать интернет
бесполезно, а надо просто стараться не отставать от его развития и
использовать его в своих интересах.
Некоторые наблюдатели связывают с
развитием сети опасность интеллектуального подчинения человека машине.
Судя по их выступлениям, инженеры и маркетологи из сетевых компаний
понимают "персонализацию" несколько иначе, чем "евангелист" Серф.
Как пояснял интернет-активист и автор
книги The Filter Bubble ("Фильтрующий пузырь") Илай Паризер,
интернет-компании собирают информацию о своих клиентах, следя "за каждым
нажатием кнопки на клавиатуре". Формально предлог вполне благовидный -
"лучше обслужить", "предложить то, что нравится". На деле же, как
Паризер подтверждал экспериментально, "фильтрация" оборачивается тем,
что человеку предлагаются по вкусу не только товары и услуги, но и
новости, и ссылки на единомышленников. По его словам, при поиске в
Google в одно и то же время на одни и те же ключевые слова разные люди
на разных компьютерах получат разные, подобранные "под них" результаты.
Паризер цитировал нашумевшее пару лет
назад высказывание руководителя Google Эрика Шмидта: "Мне на самом деле
кажется, что большинство людей хочет не того, чтобы Google отвечал на их
запросы. Они хотят, чтобы Google им сказал, чем им дальше заниматься".
Источник: tasstelecom.ru
|